Статья:
Язык — небольшой мышечный орган человеческого тела. Расположен язык на дне (нижней стенке) полости рта и при сомкнутых зубах почти полностью заполняет ее, соприкасаясь при этом с твердым небом, деснами, зубами.
Аномалии языка могут иметь как врожденный, так и приобретенный характер – нередко они становятся следствием определенных патологических процессов, протекающих в организме. В настоящее время пороки развития главного разговорного органа встречаются довольно редко. Многие из них представляют собой серьезные нарушения, которые зачастую требуют хирургического вмешательства.
- Генетические заболевания. Могут быть наследуемыми или развиваться в результате новых мутаций, таких заболеваний как: синдромов Беквит-Видемана, Дауна, Сотоса, наследственных мукополисахаридозов
- Экзогенные факторы. К данной группе причин относят воздействие на плод ионизирующей радиации, канцерогенов, химических веществ, радиоактивного излучения, пестицидов в продуктах питания, употребляемых беременной. Развитию челюстно-лицевых аномалий способствуют вредные привычки родителей (употребление алкоголя, наркотиков, курение), прием будущей матерью лекарственных препаратов с тератогенными эффектами (это такой состав лекарства, который запрещен при беременности).
- Эндогенные факторы. Включают инфекционные и метаболические заболевания беременной: трихомоноз, токсоплазмоз, вирусные инфекции, гиповитаминоз и гипервитаминоз А, гипотиреоз и др. Количество врожденных черепно-лицевых дисморфий возрастает пропорционально увеличению возраста матери на момент зачатия.
Общепринятой классификации пороков языка не разработано.
Исходя из основных критериев (размер, строение, способ прикрепления), аномалии могут быть разделены на следующие группы:
- Аномалии размера – макроглоссия (гипертрофированный язык), микроглоссия (уменьшенный в размерах язык).
- Аномалии строения/формы — аплазия и аглоссия (отсутствие языка), расщепленный язык (двойной. Расщепление языка может быть полным и неполным.
- Аномалии прикрепления — анкилоглоссия. Данная аномалия ограничивает подвижность языка в полости рта, и, следовательно, его функции.
- Сочетанные аномалии – складчатый (бороздчатый, скротальный) язык. Характеризуется наличием складок и борозд на поверхности органа
Макроглоссия — массивный язык. Такой язык не умещается в ротовой полости и буквально вываливается изо рта. У ребенка формируется неправильный прикус за счет постоянного давления на зубные ряды. На боковых поверхностях языка видны отпечатки зубов. Из-за постоянно открытого рта слизистая оболочка пересыхает, что доставляет дискомфорт. Для правильного звукопроизношения и приёма пищи это тоже большой минус. На помощь вновь приходит хирург-стоматолог, он делает операцию по уменьшению мышечной массы языка, то есть, пластику.
Микроглоссия отличается недоразвитием и уменьшением размера языка. В зависимости от степени выраженности порока возникает нарушение сосания, а в дальнейшем – речи. Бывают случаи, когда аномалия протекает бессимптомно. Маленький язычок не способен принять нужную артикуляционную позу: амплитуда его движений слишком мала. В случае микроглосии, детский хирург-стоматолог делает пластику языка. В каком возрасте? Это решает только врач. После операции – реабилитационный период и занятия с логопедом.
Аглоссия – редкая аномалия, при которой язык отсутствует полностью. При аглоссии – полном отсутствии органа – младенец не может осуществлять сосание, поэтому эта редкая аномалия требует зондового кормления
Анкилоглоссия является врожденной аномалией, которую обнаруживают вскоре после рождения. Для нее характерно частичное или полное укорочение лингвальной уздечки. Средняя длина уздечки 1,5 см. Отклонения от нормы (укороченная или очень короткая): 1. Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъѐму языка препятствует. 2. Уздечка тонкая. Еѐ передний край прикреплѐн близко к кончику языка. Из-за этого при подъѐме языка вверх, кончик раздваивается «сердечком». 3. Уздечка представляет собой плотный короткий тяж. Он прикреплѐн близкок кончику языка. Подъѐм языка вверх ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает». 4. Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка: прикреплѐн практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены. 5. Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаѐтся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!
Все эти отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки на первых порах будут затруднять процесс кормления ребёнка, а впоследствии помешают своевременному появлению не только звуков [Р] — [Р’], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л’], заднеязычных [К], [Г], [Х].
Родители в большинстве своём не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке. Они уповают на упражнения, с помощью которых короткая уздечка якобы растягивается. Подобное заблуждение отмечается и среди логопедов. Хотим разочаровать: уздечка в процессе логопедической работы не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и создаётся впечатление, что где-то что-то там «растянулось». На самом деле растягивается время постановки звуков, впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.
О чём ещё может «рассказать» язык ребёнка?
Последнее время всё чаще встречаются дети с «географическим языком». Поверхность такого языка покрыта разводами белого, бурого и розового цветов, очертаниями напоминающими карту материков, отсюда и название. При этом слизистая языка блестящая, словно отполированная, на ней слабо просматриваются вкусовые сосочки. Это состояние языка говорить о необходимости посетить аллерголога и гастроэнтеролога. Визит к логопеду тоже обязателен. Как правило, чувствительность такого языка и подвижность существенно ограничены, поэтому приходится проводить артикуляционную гимнастику и постановку некоторых звуков.
Иногда поверхность языка бывает испещрена глубокими бороздками «Складчатый язык», словно морщинами. Этакий язычок-старичок. Он болезненно сух и малоподвижен, что отрицательно сказывается на звукопроизношении. Подобная особенность встречается при сбоях в эндокринной системе, так что не стоит откладывать визит к эндокринологу.
Внимание также должен привлечь слишком бледный, рыхлый и вялый язык ребёнка. В таком языке понижен мышечный тонус (гипотонус), движения его медленные и нечёткие, принять нужную артикуляционную позу для произнесения того или иного звука ему порой невозможно. Отсюда и ошибки в звукопроизношении: «каша во рту».
Если язык слишком напряжённый, отчего его спинка вздёрнута, словно «горб», а в высунутом положении язык синеет, кончик языка отклоняется в сторону, — налицо гипертонус. И в первом, и во втором случае следует показать ребёнка детскому неврологу, возможно, подобные явления — следствие родовой травмы, энцефалопатии или каких-то других заболеваний.
Заключение.
Язык – карта внутренних проблем.
Отмеченные аномалии в строении артикуляционных органов по- разному влияют на звукопроизношение.
Врожденные аномалии развития глотки
При врожденной атрезии хоан возможно также закрытие устья слуховой трубы. Этой аномалии развития обычно сопутствуют высокое небо, короткий язычок, нередко сращенный с задней стенкой глотки. К наиболее частым аномалиям принадлежит врожденное уродство верхней губы («заячья губа»). Это является результатом незаращения носовой борозды (шели между средним носовым и верхнечелюстными отростками у эмбриона. Односторонние расщепления чаще наблюдаются слева и встречаются чаще двусторонних. Обычно одновременно с «заячьей губой» образуется расщепление между боковым резцом и клыком, которое может ограничиться краем альвеолярного отростка или распространяться на твердое и мягкое небо. Данная патология имеет следующие клинические проявления. Синдром дисфагии обусловливает поперхивание и заброс пищи в полость носа при глотании, резко выраженная гнусавость в последующем приводит к нарушению формирования речи. Возникают трудности при сосании ребенком груди. Обычно при сосания мягкое небо опускается и закрывает ротовую полость сзади, а спереди полость рта закрывается действием т. orbicularis oris, удлиняющей губы ребенка, охватывающие сосок. При «заячьей губе» целость т. orbicularis oris нарушается, сосание затрудняется или становится невозможным. Детей кормят с ложечки или с помощью зоида. Аспирационный синдром приводит к развитию рецидивирующей пневмонии. В период полового созревания эктопированная часть щитовидной железы в области корня языка может обусловить нарушение глотания (дисфагию) и дыхания (стеноз). У ребенка могут развиться аномалии артикуляции из-за выступания верхней (прогнатия) или нижней (прогения) челюсти. Причины, влияющие на аномалии развития зубной системы, включают в себя нарушение носового дыхания. Врожденные кисты и свищи шеи являются одной из наиболее частых врожденных аномалий. Постепенно развивается безболезненная округлая припухлость соответствующей локализации. Киста часто воспаляется. Больше кисты заметны при осмотре по припухлости на шее. При нагноении кисты формируются срединные свищи шеи, которые также тесно связаны с надкостницей подъязычной кости, иногда слепо в ней заканчиваются или направляются к слепому отверстию языка. Боковые кисты локализуются у переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы, имеют округлую форму, мягкоэластическую консистенцию. Большие кисты могут затруднить глотание и ограничить подвижность гортани. Наружное устье бокового свища шеи располагается у основания грудино-ключично-сосцевидной мышцы, внутреннее — в глотке, у основания миндалины или в миндаликовой ямке. Стенки свиша состоят из плотной волокнистой ткани и выстланы многослойным плоским эпителием.
Диагностика общих заболеваний
Язык является органом, способным отображать любые отклонения функционирования внутренних органов, поэтому его часто использовали для диагностики еще сотни лет назад.
При общих патологиях в первую очередь изменяется оттенок языка и появляется налет.
Для каждого органа характерны свои особенности проявления данных симптомов:
- болезни ЖКТ характеризуются появлением белого налета. По его оттенку можно судить о степени прогрессирования патологии. Чем он темнее, тем запущенней заболевание. При онкологическом поражении органов ЖКТ, язык покрывается серым плотным налетом;
- нарушение работы желчного пузыря отображается желтизной налета. Если проблема сопровождается нарушением проходимости желчных протоков, то он приобретает зеленоватый оттенок;
- при патологии поджелудочной железы налет приобретает черный цвет. Такой же эффект наблюдается при обезвоживании;
- гнойные процессы в брюшной полости можно диагностировать по синюшности обложенности.
Какие изменения формы, поверхности и цвета языка могут свидетельствовать о наличии общих заболеваний организма, смотрите на видео:
Одновременно с появлением налета отмечается неприятный запах изо рта, не купирующийся освежающими средствами и частой чисткой зубов.
Если проглотить язык, то что произойдет?
Что случится, если проглотить язык? Да, в принципе, ничего страшного, поскольку собственный язык невозможного проглотить. Возможно, если человек находится без сознания, его дыхательные пути могут быть перекрыты на ненадолго, так как происходит ослабление мышцы языка и его западание в заднюю часть гортани. Всего несколько секунд ему нужно для того, чтобы вернуться в исходное положение. На месте держаться языку помогает маленький «лоскуток» ткани, который находится прямо под ним и носит название уздечка. Именно она не позволяет нам проглотить собственный язык.
Немного из истории – можно ли проглотить язык
Люди начали бояться проглотить свой язык с конца 19-го века, когда во время обучения правилам оказания доврачебной помощи были особые указания о том, что, когда человек теряет сознание, или у него начинается припадок, необходимо щипцами схватить язык и вытянуть его вперед, или же, если щипцов нет, то сделать это прямо пальцами. Многие и сейчас всовывает все, что попадет под руку в рот припадочному. Не самая удачная мысль, кстати, поскольку от этого пострадавший лишается возможности дышать. Но у спасающего только лучшие, хотя и ошибочные, побуждения. Если увидите, как кто-то лишился чувств, не стоит тут же засовывать ему в рот все, что найдется неподалеку. Нужно всего лишь уложить пострадавшего на бок и обеспечить ему свободу дыхания. А для этого нужно приподнять подбородок.
На протяжении всего дня человек глотает около 2 тыс. раз. Не в счет те случаи, когда он делает это сознательно. Глотание является автоматическим процессом и состоит из 12-ти отдельных мышечных движений. Во время паралича и болезни Альцгеймера человек может иногда терять способность глотать. В таком случае логопеды обучают его этому заново. Почему именно логопеды? Дело в том, что при глотании используются те же мышцы и в той же комбинации, что и речи.
Находясь при смерти, у человека зачастую отключается глотательный рефлекс. В итоге в глотке происходит скопление слюны и слизи, что вызывает т. н. «предсмертный хрип». Но до того, как списывать его со счетов, нужно проверить, свободны ли у него дыхательные пути.
Что такое западение языка?
Под западением языка следует понимать смещение языкового корня к задней части глотки, что препятствуют проникновению воздуха в гортань. Это может произойти во время наркоза, комы, шока. Чтобы восстановить проходимость дыхательных путей, голова больного должна быть максимально запрокинута кзади. При этом одна ладонь должна быть на лбу пациента, а другая под его шеей. Если при этом от вентиляции легких эффекта нет, то следует выдвинуть нижнюю челюсть вперед таким образом, чтобы открыть рот. В таком положении смещение корня языка и надгортанника вперед позволяет открыть гортань и обеспечить свободу доступа воздуха в трахею.
Когда западет язык, следует повернуть голову пострадавшего в сторону и немного свесить ее с кровати, выдвинув нижнюю челюсть кпереди. Язык должен быть извлечен с помощью языкодержателя, а чтобы удержать его используются воздуховоды (бывает ротовым и носовым). Чтобы удержать нижнюю челюсть, стоит использовать следующие приемы:
- встав позади пострадавшего, положить большие пальцы на нижнюю челюсть с обеих сторон от средней линии и оттягивать ее книзу до того момента, пока ее резцы не окажутся перед резцами верхней челюсти;
- с помощью указательного и среднего пальцев выдвинуть вперед нижнюю челюсть за углы и удерживать ее в подобном положении;
- упереть пальцы в сосцевидные отростки височной кости. Это должны быть не мягкие ткани шеи, чтобы не сдавливать яремную вену или лицевой нерв.
Причины возникновения механической асфиксии
Она может возникнуть в связи с попаданием в дыхательные пути инородных тел. А это могут быть: рвотные массы, тампоны, слизь, кровь, зубные протезы. Также она возникает при западении языка.
Во время механической асфиксии больной должен быть:
- уложен на спину на твердой поверхности;
- Его голова должна быть повернута на бок;
- I и II пальцы левой руки скрещены;
- Рот раскрыт;
- Полость рта очищена марлевой салфеткой, которую нужно намотать на II или III палец правой руки.
- Далее голова должна быть повернута прямо и максимально запрокинута назад.
При это одну руку нужно разместить под шеей, другую расположить на лбу и зафиксировать голову запрокинутой, что способствует восстановлению проходимости дыхательных путей. Нижнюю челюсть во время выполнения этих действий нужно выдвинуть вперед.