Логопедические онлайн упражнения
Логопедия гласных букв:
| | | | | | | | | |
Трудные гласные буквы:
е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв:
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы:
б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |
Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Используйте для развития речи скороговорки, загадки, пересказики (обучение пересказу), рассказы,сказки. Онлайн упражнения — это и база для успешного обучения в школе. Попробуйте сами правильно выполнить логопедические упражнения, а потом начните заниматься с ребенком. Коррекционная работа с детьми предполагает преодоление у детей речевых и психофизических нарушений. Занятия с онлайн логопедом помогают улучшить состояние мелкой моторики. Индивидуальные занятия позволяют решить проблемы с дикцией у детей.
большим и указательным пальцами руки.,
Растягивание уздечки
Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.
Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).
Упражнение «Крот»
Прием Н.Г. Водовозовой [8]-
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
— Во дворе горка, —
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
— Под горкой норка. –
Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.
— В этой норке
— Крот стережет норку.
Упражнение с резиновым колечком.
(Ф.Я. Хорошилкина [9])
На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.
Статья:
Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.
Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени.
В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх.
Правила постановки звуков при короткой уздечке
- Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх (р, ш, ж), ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
- Звуки (л, ч, щ, ть, дь) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
- Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.
Правила выполнения упражнений
- При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
- Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
- Следует иметь в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.
Упражнение «Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.
Упражнение «Грибок»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
Упражнение «Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.
Упражнение «Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д – Д — Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д — д — д — д!»
Упражнение «Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь, А потом — вниз.
Упражнение «Дотянись до носа»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были не подвижны.
Язычок наш молодец,
Тянется до носика…
Упражнение «Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.
Поиграть тебе охота?
Загоняем мяч в ворота.
Упражнение «Котенок»
На блюдечко положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.
Мы налили в миску
Молоко для киски.
Кошечка лакает –
Язычок мелькает.
Упражнение «Самомассаж»
Выполнить упражнение «грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.
Вот грибок на тонкой ножке –
Ты клади его в лукошко!
Упражнение «Крот»
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
Во дворе горка.
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
Под горкой норка.
Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.
В этой норке.
Крот стережет норку.
Симптомы данного заболевания
Порой укорочение подъязычной уздечки становится очевидным в ближайшие дни после появления новорожденного на свет — возникают проблемы при грудном вскармливании, ребенку тяжело дается сосание. Позднее проблема проявляется слабым становлением речи, проблемами развития зубов, челюсти. Какими именно будут нарушения, зависит от того, насколько выражена патология, насколько эластичен тяж, где и как он крепится, каковы длина и гибкость свободного краешка язычка.
В период грудного вскармливания патология дает о себе знать примерно у 25% детей с врожденной аномалией. Новорожденный никак не может правильно захватывать грудь, часто теряет сосок, плачет, устает. Кормление малыша превращается в настоящее испытание для женщины и самого малыша. Кроха получает недостаточно молока и медленно прибавляет в весе. Кормящая мама может обратить внимание на то, что грудничок для питания пытается использовать губы и активно прикусывает сосок деснами — так малютка старается доступными ему способами усилить поток молока, не в силах сосать нормально и создавать нужное для этого давление.
У самой молодой мамы такие кормления часто вызывают сильный стресс, усталость, нервные срывы, на сосках образуются болезненные трещины. Может нарушаться сам процесс лактации, ведь в чаще всего ребенок не выпивает столько молока, сколько нужно для полноценного его восполнения. Часто в этом случае, не выдержав, мамы переводят детей на искусственное вскармливание, и патология способна еще некоторое время оставаться недиагностированной.
Предлагаем ознакомиться: Пластика уздечки губ и языка у ребенка
Короткая уздечка влияет на речь по-разному. Чаще всего ребенок неправильно артикулирует сонорные «р», «л», шипящие «ч», «щ», «ж», «ш», могут быть трудности с произношением звуков, которые требуют так называемой верхней артикуляции «т», «д». Логопеды в этом случае говорят о механической дислалии. Механическим фактором как раз и выступает короткий подъязычный тяж.
Реже первым диагностирует патологию детский стоматолог, к которому встревоженные родители обращаются с жалобами на открытый прикус, смещение зубных рядов, с жалобами на частый гингивит, пародонтит, воспаление в полости рта. При обследовании выявляется истинная причина. Если же в раннем детстве проблема не обнаружилась и не была устранена, то в подростковом возрасте у ребенка появляется индивидуальная анатомическая особенность — V-образный кончик язычка, также частыми становятся случаи надрыва уздечки, слюнотечение при говорении, ночной храп и даже апноэ. У подростков, которые очень трепетно относятся к особенностям своей внешности, речи все это может вызвать снижение самооценки, замкнутость, нежелание выстраивать социальные контакты, выступать публично, и это может привести к целому ряду психологических и даже психиатрических проблем.
Основным и главным симптомом фимоза считается значительное сужение крайней плоти. Пациент начнет замечать, что обнажать головку полового члена с каждым разом становится все труднее, так как этот процесс будет сопровождаться разрывами, болью, кровотечениями. Если заболевание имеет запущенный характер, то начинаются проблемы с мочеиспусканием.
Ведь последствия заболевания могут быть очень опасными. Существует не только огромный риск развития серьезных проблем со здоровьем, но и большая вероятность того, что мужчина останется бездетным.
Лечение и коррекция
Существует два вида лечения врожденной аномалии — оперативное и консервативное.
Хирургическое
Операция по рассечению уздечки, ограничивающей движения языка, называется френулотомией. Это довольно простое оперативное вмешательство, аналогичное надрезанию уздечки полового члена у мальчиков. Во время операции, которую проводят под местной анестезией, врач проводит рассечение лингвальной уздечки. У новорожденного данный тяж не содержит сосудов и мышц, и операция проблем не доставляет никому, она проходит легко и быстро. В первые дни после рождения, если ребенку короткая уздечка мешает питаться нормально, френулотомия проводится ножницами, делается поперечный надрез. Ни швов, ни анестезии это не требует. Ранка заживает довольно быстро.
Если проблема стала очевидной уже после выписки из родильного дома, то френулотомия проводится под местной анестезией — надрезать уздечку врач может ножницами, скальпелем или лазерным методом. После того как ребенку исполнится 2-3 года, в случае необходимости операции в этом возрасте учитывают некоторые возрастные нюансы. В соединительной ткани появляются кровеносные сосуды. Начиная с этого возраста при необходимости френулотомия проводится в стационаре с анестезией и наложением швов. Существует лазерная френулотомия или так называемый бескровный метод. После нее восстановление и заживление происходит быстрее.
Если проблема не была выявлена рано, и потребность в операции появляется уже после 5 лет, то проводится иная операция — френулопластика. Это вмешательство легким не назовешь. Для нее применяется общий наркоз, наложение швов и длительное стационарное наблюдение за пациентом обязательно. Суть операции сводится к удалению, иссечению старого тяжа с формированием нового с фиксацией швами нового места прикрепления. Порой править приходится и зубной ряд. Обрезать, удалить и снова создать, но уже нормальную уздечку довольно сложно. Еще сложнее протекает период реабилитации — без помощи логопеда речь малыша сама собой даже после операции не станет полноценной.
В каких случаях рекомендуется оперативное лечение:
- если ребенок не может полноценно есть;
- если смещается зубной ряд, формируется неправильный прикус;
- если нарушается речь, и консервативные методы оказываются неэффективными.
Растянуть короткую связку помогут специальные методики — упражнения для растягивания, логопедическая гимнастика, массаж. Детям с маленькой уздечкой хорошо помогают артикуляционные упражнения «Лошадка», «Грибок», «Гармошка» и другие. Начинать занятия с логопедом можно с 1 года. Это должны быть ежедневные выполнения упражнений дома самостоятельно и посещение логопеда, который поможет понять, так ли ребенку мешает короткая связка, так ли ему нужна сама операция.
Если функции языка не страдают, считает доктор Комаровский, то стоит ли делать операцию? До 2-3 лет можно подождать и понаблюдать, позаниматься с ребенком. Если же проблемы выявлена поздно, например, в 4 года, то ждать уже нет смысла — если врач рекомендует оперативное решение вопроса, стоит соглашаться. Обязательного обращения к врачу требуют ситуации, если ребенок порвал уздечку. Консервативные методы, которые позволяют без операции вытянуть подъязычную связку, считают эффективными для детей до 5 лет.
Предлагаем ознакомиться: Как проводится лечение разрыва уздечки у мужчин