Зачем делают подрезание уздечки под языком у детей


Уздечка языка – это особая складка на слизистой оболочке рта, которая соединяет середину языка с нижней частью десны в районе передних нижних резцов. Встречается аномалия – укороченная уздечка или анкилоглоссия. Аномалия подразумевает расположение уздечки максимально близко к кончику языка и ограничивает его двигательные функции.

Интересные факты: анкилоглоссия встречается практически у 5 процентов людей, чаще всего наблюдается у мужчин в соотношении 3 к 1, у 1/4 новорожденных из-за короткой уздечки наблюдаются сложности с грудным кормлением.

Что такое уздечка

Уздечка под языком располагается на нижней поверхности органа и внешне напоминает продолжение его срединной линии. Это образование получило нарицательное название, поскольку оно словно удерживает язык при его подъеме кверху. Начинается уздечка с середины языка, там, где есть граница перехода слизистой, а затем она дугой спускается практически до основания самых десен возле центральных нижних резцов.

Это расположение уздечки нормально, поэтому она не мешает движениям языка в ротовой полости. В среднем у взрослого человека ее длина может достигать трех сантиметров.

Впервые врачи обращают внимание на уздечку еще в роддоме, сразу после появления малыша на свет. Такое пристальное внимание связано с тем, что очень часто уздечка имеет дефекты и подрезать ее нужно как можно раньше. Самая распространенная патология – ее укорочение и смещение: она находится у самого кончика языка, а при подъеме языка принимает вид желоба.

При высовывании языка наружу, уздечка с патологией не дает языку полностью выдвинуться, из-за чего он лишь немного прикрывает край нижней губы. Обычно такой дефект не сопровождается истинным укорочением размеров, но ненормальное расположение приводит к таким же признакам, как и при короткой уздечке, поэтому ее приходится подрезать.

У некоторых детей уздечка действительно имеет меньшие размеры, нежели необходимо, но на функцию языка такая особенность может и не повлиять. Но так везет не всем малышам – по наблюдениям врачей детки, с аномалиями все же испытывают проблемы с сосанием материнской груди, поэтому родители все равно обращаются к врачу для подрезания, ощущая первые проблемы с захватом соска и движениями ребенка во время кормления.

Признаки короткой уздечки можно заметить по следующим проявлениям:

  • проблемы с кормлением возникают уже в самом начале процесса – ребенок не может захватить и подолгу удерживать сосок, движения при кормлении вызывают у него заметные трудности;
  • дети не наедаются после кормления;
  • на голодный желудок малыш не засыпает, он становится беспокойным и капризным;
  • дети с аномалией могут недобирать в весе, пока не провести пластику уздечки языка.

В дальнейшем, если не сделать подрезание, слишком короткая уздечка может мешать произношению звуков. Обычно дети испытывают трудности со звуками -л, -с, –р. Язык располагается примерно посередине между зубными рядами, причем как при разговоре, так и с закрытым ртом.

Из-за этого формируется неправильный прикус, при разговоре появляются посторонние просвистывающие звуки, наблюдаются и проблемы с пережевыванием и перевариванием пищи: проглатывается слишком грубый пищевой комок по причине недостаточного измельчения.

Признаки аномалии

Среди признаков наличия короткой уздечки языка стоит отметить: в период поднятия языка он принимает сердцевидную форму; язык не получается вытянуть так, чтобы кончик принял острую форму; при высовывании языка его кончик смотрит вниз; тяжело жевать и глотать, а у малышей нарушенный сосательный рефлекс; измененная дикция и сложности в процессе разговора; изменения прикуса; заболевания пародонта.

Самостоятельно выявить патологию достаточно трудно, так как при наличии небольшого укорочения уздечки вся симптоматика смыта. Именно по этой причине необходимо обратиться за консультацией к стоматологу. Новорожденных осматривают педиатры, также можно показать деток хирургам.

Содержание:

  • Признаки аномалии
  • Показания к пластике уздечки языка
  • Противопоказания к проведению процедуры
  • Пластика уздечки языка (лазер или скальпель)
  • Рекомендации после хирургического вмешательства

Когда лучше подрезать уздечку ребенку

Врачи рекомендуют подрезать уздечку языка в раннем возрасте, но ничего страшного не случится, если провести операцию немного позже, в дошкольный период. Обычно существенные проблемы у ребенка обнаруживаются уже в первый год жизни, если слизистая под языком не подрезана. Родители жалуются на проблемы педиатру, и доктор после осмотра дает направление к врачу-стоматологу, который и проводит подрезание.

Детки до годика имеют довольно тонкую слизистую уздечки. В ней практически нет нервных окончаний, а в период новорожденности они и вовсе отсутствуют. Поэтому в столь раннем возрасте пластика уздечки языка проводится без анестезии, а кровотечение минимальное.

Если ребенку не сделали подрезание в раннем детском возрасте, то врач порекомендует это в дальнейшем. Ведь если проблемы с уздечкой не проявились в кормлении грудью, то следующим этапом становится произношением звуков – при короткой уздечке у ребенка возникают типичные проблемы, и родители обращаются к логопеду.

На раннем этапе доктор порекомендует консервативное лечение – специальные упражнения для растягивания уздечки, но при отсутствии позитивного результата логопед все равно дает направление на пластику уздечки языка. Проводит подрезание так же врач-стоматолог, но уже с использованием местной анестезией, а также наложением швов после операции.

Оптимальное время для выполнения операции по подрезанию уздечки языка – возраст до одного года. В этот период вмешательство происходит наиболее безболезненно, малыши даже не вспомнят о том, что когда-либо перенесли процедуру подрезания. Слизистая заживает быстро, а при раннем прикладывании к груди после операции уздечка сразу же разрабатывается в процессе добывания молока.

Не все врачи поддерживают раннюю процедуру подрезания уздечки. Если ребёнок хорошо кушает в первый год жизни, то это совсем не означает, что проблемы с уздечкой могут проявиться по части логопедии в возрасте четырех-пяти лет. Поэтому нет смысла подрезать уздечку ради профилактики в раннем возрасте, чтобы лишний раз не травмировать малыша.

Если же логопед определил показания к подрезанию, то уже в этом возрасте можно проводить вмешательство.


Что будет, если не проводить пластику уздечки языка у детей?

Аномалия уздечки языка у детей провоцирует возникновение следующих серьезных последствий.

  • Из-за нарушения режима сосания в младенческом возрасте ребенок может недополучать питание и, как следствие, отставать в развитии.
  • Дети с аномалиями уздечки языка могут так и не научиться выговаривать часть звуков.
  • Неправильное расположение уздечки приводит к недоразвитию нижней челюсти, в результате чего формируется неправильный прикус.

Если патологию уздечки языка удалось выявить у новорожденного, ее легко исправить, сделав разрез лазером. В этом возрасте даже не понадобится накладывать швы. С возрастом структура уздечки усложняется, в ней появляются новые сосуды, поэтому пластика уздечки у детей дошкольного и школьного возраста превращается в полноценную хирургическую операцию. Поэтому лучше всего ее делать в возрасте 5 — 6 лет, когда у ребенка молочные зубы сменяются постоянными.

Определить, нужна ли ребенку операция, родители могут самостоятельно. Для этого надо попросить его дотянуться кончиком языка до верхнего неба. Если он не сможет этого сделать, или ему будет больно, стоит обратиться к врачу.

Подготовка к вмешательству

Обычно подрезание уздечки проводят без каких-либо серьезных подготовительных этапов. Это вмешательство относится к малотравматичным и практически у всех маленьких пациентов проходит без осложнений. В редких случаях, когда есть соматические патологии или риски при проведении процедуры, врачи могут назначить перед операцией следующие анализы и обследования:

  • общий анализ крови;
  • анализ крови на свертываемость;
  • флюорографическое обследование.

Перед проведением операции ребенка рекомендовано немного покормить. Во-первых, малыш не будет испытывать такой сильный стресс, а во-вторых, после процедуры дети некоторое время не решаются кушать, поэтому предварительное кормление будет как нельзя кстати.

Способы проведения операции

Есть несколько способов, которыми проводится пластика уздечки языка – при помощи скальпеля и при помощи лазера. Скальпелем подрезали уздечку всегда, это классический способ избавиться от аномалии. Лазер – новинка последних лет, которая отлично показала себя при проведении подобного рода вмешательств.

Операция при помощи скальпеля в среднем занимает около двадцати минут. За это время делается надрез на слизистой, останавливается кровотечение, при необходимости накладываются швы. После проведения такого вмешательства у детей в области языка формируется отечность и остается некоторое время незначительный дискомфорт.

Обычно послеоперационный рубец исчезает уже к концу первой недели. Все это время рекомендовано полоскать ротовую полость специальными растворами.

При помощи лазера справиться с уздечкой можно гораздо быстрее – время проведения вмешательства занимает примерно десять минут. Процесс подрезания безболезненный, крови практически не появляется, поскольку она сразу же «запекается» лазером. Сразу же затягивается и ранка, поэтому нет необходимости накладывать швы.

В качестве анестезии можно применять спрей или гель, причем делается это больше в целях успокоения, поскольку даже после проведения операции дискомфорт несущественный. Рубец заживает в течение одного-двух дней.

Различия между методиками существенные, хотя и результат одинаковый – так или иначе, раневая поверхность заживает и у ребенка решается проблема с длиной уздечки. Лазерное лечение стоит дороже, но и процедура более щадящая, поэтому врачи рекомендуют выбирать именно ее.

Причины дефекта

Короткая уздечка языка у новорожденного – врожденная аномалия, закладывающаяся в первые месяцы развития плода, когда происходит образование всех органов. Для ее появления существует несколько причин:

  • Наличие наследственной предрасположенности: если у родителей была такая особенность, она может наследоваться.
  • Чем старше будущая мать, тем вероятнее появление у ее ребенка укороченной уздечки из-за повышения риска развития аномалий.
  • Дефект может развиться, если женщина при беременности перенесла инфекцию или страдает от хронических болезней.
  • Сильный ранний токсикоз способен привести к нехватке питательных веществ, из-за чего органы плода формируются неправильно.
  • Воздействие любых тератогенных факторов: радиации, токсических веществ, тяжелых для организма лекарственных препаратов, алкоголя, табака и наркотиков.
  • Несчастные случаи с получением травм беременной.

Некоторые из этих причин не зависят от действий будущих родителей, особенно генетическая предрасположенность. Остальные факторы риска следует избегать: беременная не должна работать на вредном производстве, пить, курить, заниматься самолечением, подвергать себя риску падений при занятиях спортом.

Возможные осложнения

После проведения процедуры у детей могут появиться некоторые осложнения. Особенно реагируют на процедуру груднички – они могут отказаться от еды, становятся плаксивыми и беспокойными, плохо спят – это нормальная реакция организма на вмешательство.

Такой стресс детки получают нечасто, поэтому в это время важна поддержка родителей. Большинство осложнений вполне устранимы. Среди них врачи отмечают:

  • незначительные болезненные ощущения после процедуры, которые обычно проходят через пару дней;
  • повышение температуры тела, что может быть индивидуальной реакцией организма на вмешательство. Если же температура не понижается, то необходимо повторно посетить доктора – возможно, была занесена инфекция и начался воспалительный процесс;
  • появление послеоперационного рубца, что иногда заставляет делать пластику повторно.

Полная реабилитация после операции занимает от семи до десяти дней. За это время исчезают все негативные последствия после проведения операции, дети начинают нормально кушать, выговаривают все звуки, возвращаются к привычному ритму жизни.

Рекомендации » Комплекс упражнений для растягивания подъязычной связки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 поселка Редкино Конаковского района Тверской области

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ

Составила : учитель-логопед Терентьева М.В.

Комплекс упражнений для растягивания подъязычной связки

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени.

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

  • Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх (р, ш, ж), ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
  • Звуки (л, ч, щ, ть, дь) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
  • Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Правила выполнения упражнений

  • При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
  • Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  • Следует иметь в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Упражнение «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

Упражнение «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Упражнение «Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

Упражнение «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д – Д — Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д — д — д — д!»

Упражнение «Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь, А потом — вниз.

Упражнение «Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были не подвижны.

Язычок наш молодец,

Тянется до носика…

Упражнение «Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Упражнение «Котенок»

На блюдечко положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.

Мы налили в миску

Молоко для киски.

Кошечка лакает –

Язычок мелькает.

Упражнение «Самомассаж»

Выполнить упражнение «грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко!

Упражнение «Крот»

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

Во дворе горка.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

Под горкой норка.

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

В этой норке.

Крот стережет норку.

Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки («уздечки»)

Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки («уздечки»).

Данные упражнения можно использовать как детям, так и взрослым. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики у детей читайте здесь. Для взрослых рекомендации, в общем-то, те же: 3-5 раз в день по 10-15 минут, обязательно контролируйте правильность выполнения упражнений перед зеркалом. Внимание! После операции по подрезанию подъязычной связки упражнения можно выполнять только под наблюдением логопеда! В случае, когда «уздечка» не была подрезана, ее можно растягивать самостоятельно в домашних условиях. Если в течение месяца Вам не удалось добиться результата, обратитесь за консультацией к специалисту.

«Вкусное варенье» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Язык спокойно лежит в полости рта. Не меняя положения губ и нижней челюсти, высовываем ШИРОКИЙ язык вперед, загибаем ШИРОКИЙ его кончик вверх, накрывая им верхнюю губу. Затем убираем язык в полость рта, как бы облизывая верхнюю губу сверху вниз. Ребенку можно в самом деле намазать верхнюю губу вареньем или медом. Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражненя должны быть неподвижны.

«Маляр» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов, боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. Широкий кончик языка отодвигается как можно дальше в глубь рта, не отрываясь от верхнего нёба, как бы гладя его, и тем же способом возвращается назад. Внимание! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, не выдвигалась вперед.

«Барабан» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе. Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

«Лошадка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. С силой отрываем язык от зубов и неба, опускаем вниз. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе. Внимание! Нижняя челюсть продолжает оставаться неподвижной.

«Грибок» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. В просвете между верхними и нижними зубами видно тело языка, напоминающее шляпку гриба, и натянутая подъязычныя связка, напоминающая его ножку. Такое положение удерживаем как можно дольше, в идеале до 10 секунд. Внимание! Нижняя челюсть, как вы уже догадались, строго неподвижна.

«Гармошка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. Вот теперь медленно опускаем нижнюю челюсть до тех пор, пока есть возможность удерживать язык на месте, прижатым к нёбу. Чувствуете, как натягивается «уздечка»? Теперь так же медленно возвращаем нижнюю челюсть в исходное положение. Упражнение выполняется сначала в медленном, потом во все более быстром темпе. Подъязычная связка растягивается и сокращается, как мехи у гармони. Внимание! Во время выполнения упражнения нижняя челюсть опускается строго вниз, не выдвигаясь вперед и не уходя в сторону.

Желаем удачи!

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.

Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

Подъязычная связка

В норме длина уздечки составляет 1,5 см.

Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх (, , и т. д.).

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Правила выполнения упражнений

(по ):

1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

( , , ):

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: «Д — д — д — д!»

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь, А потом — вниз.

«Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

«Котёнок»

На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

«Грибок» с элементами самомассажа

Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Массаж уздечки языка

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

Рот при этом раскрыт.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

*****

*****

Растягивание уздечки

Прием

Рис. 1. Прием растягивания уздечки по (а)

Рис. 2. Прием растягивания уздечки по (б)

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.

Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).

******

******

******

Упражнение «Крот»

Прием —

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

— Во дворе горка, —

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

— Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

— В этой норке

— Крот стережет норку.

Упражнение с резиновым колечком.

( )

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх (, , ) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки (, , , , ) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Описанная система работы успешно апробирована в течение нескольких лет с детьми 4-7 лет.

· Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели. Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»?

«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. Можно сесть на игрушечную лошадку (если она есть в доме), а можно – к маме на колени. Детям постарше, наряду с предыдущими, можно давать такие упражнения:

«Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней губе сверху вниз, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

«Маляр»

УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР»

УПРАЖНЕНИЕ «БАРАБАН»

УПРАЖНЕНИЕ «ГРИБОК»

Предложите ребёнку языком, как ”кисточкой”, покрасить в ”доме” — ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперёд-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно) Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем

«Барабан» Покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп. Попросить ребенка повторить. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Посоревнуйтесь, чей барабан дольше стучит.

«Грибок» Широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10с. Язык будет напоминать шапку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем, «отклеить» язык и закрыть рот. Повторить упражнение 2-3 раза.

«Гармошка»

Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.

На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. Помните!

Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект. Чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата. Чем старше ребенок, тем сложнее растянуть подъязычную уздечку (целенаправленное растягивание подъязычной уздечки с применением логопедического массажа – процедура неприятная, довольно болезненная для ребенка) Растягивание наиболее успешно до 5 лет.

10 артикуляционных упражнений для растяжки уздечки языка у ребенка

На сегодняшний день разработан ряд эффективных упражнений, которые хорошо помогают в растяжении короткой уздечки языка. Все эти манипуляции уже проверены многими родителями и детьми, которые смогли с их помощью достигнуть необходимых результатов. Если правильно и регулярно выполнять все упражнения, то можно добиться растяжения уздечки и избежать операционного вмешательства.

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать во время выполнения артикуляционных упражнений:

  • каждое упражнение следует выполнять медленно, без спешки с максимальной отдачей;
  • во время упражнений рот необходимо открывать максимально широко и с улыбкой;
  • следует учитывать, что такая тренировка – это большая физическая нагрузка для языка, поэтому малышу необходимо давать время от времени отдыхать при выполнении упражнений.

Комплекс упражнений для растяжки короткой уздечки языка:

  1. «Маляр». Выполнять упражнение необходимо с широко открытым ртом и улыбкой. Кончиком языка следует провести по небу, начиная от зубов к горлу, при этом нижняя челюсть не должна двигаться. Сопровождается выполнение упражнения стишком:Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.
  2. «Барабан». Выполняется с открытым ртом и улыбкой. Суть упражнения — это многократное произношение буквы . Выговаривать ее необходимо как можно более четче. Во время произношения звука язык должен упираться в верхние зубы, а рот следует держать открытым. В процессе выполнения этого упражнения ребенок может непроизвольно закрывать рот, для того, чтобы этого не происходило, следует зажать между его зубами палочку, примерно 1 см шириной, это может быть ручка от зубной щетки или какой-нибудь другой предмет. В барабан мы сильно бьем и все вместе мы поем: «Д – д – д – д!»
  3. «Дотянись до носа». Также как и в предыдущих упражнениях, рот, необходимо открыть и улыбаться. Краешек языка необходимо тянуть к носу и опускать к верхней губе. Родителям необходимо следить, чтобы во время выполнения этих манипуляций, губы и нижняя челюсть были неподвижны, а язык не сжимался.
  4. «Качели». Ребенку следуют улыбнуться и открыть рот, на счет «раз-два» попеременно дотрагиваться то до верхних, то до нижних зубов. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  5. «Футбол». Суть упражнения заключается в том, что кончиком языка необходимо поочередно упираться то до одной щеки, то до другой, как бы качая мячик во рту.
  6. «Котенок». Это упражнение детям очень нравится. На небольшую тарелку нужно положить немного варенья, мороженого или сметаны и позволить ребенку слизать лакомство, как котенок.
  7. «Гармошка». Язык следует прижать к небу и, не отрывая его, открывать и закрывать рот.На гармошке я играю, рот пошире открываю, к нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
  8. «Лошадка». Исходное положение: улыбнуться и открыть рот. Пощелкать языком, как стучат лошадки. Кончик языка не должен вытягиваться и подворачиваться вниз, а нижней челюсти необходимо оставаться неподвижной.Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой. В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.
  9. «Грибок». Язык должен быть прижат к небу – это шляпка грибочка, а уздечка – это ножка, губы следует держать в улыбке.
  10. «Дотянись до подбородка». В процессе выполнения десятого упражнения, малышу следует языком тянуться до кончика подбородка, чем дальше он сможет дотянуться, тем больше будет растяжение уздечки.

В процессе выполнения упражнений можно использовать дополнительные предметы, например, резиновое колечко, его можно вырезать из пипетки. Ребенок открывает рот, кладет кольцо на кончик языка, прижимает его к небу и закрывает рот.

Особенности постановки звуков у детей с короткой уздечкой

В процессе проведения упражнений и массажа для растягивания подъязычной уздечки проводят постановку определенных звуков:

  • Звуки как , , , , следует начинать ставить, тогда, когда уздечка еще не до конца растянулась.
  • Звуки , , — эти буквы учить детей выговаривать можно после полного растяжения уздечки. Все остальные звуки произносятся ребенком без осложнений.

Во время выполнения всех упражнений следует запомнить, что их нужно выполнять:

  • регулярно;
  • с максимальной отдачей;
  • постепенно увеличивая время и количество упражнений.

Как только вы заметите у ребенка неправильное произношение звуков или он не может дотянуться до неба языком, то сразу необходимо начинать выполнять вышеописанные упражнения. Чем раньше начать занятия, тем быстрее и проще можно будет достичь результатов. Растягивание уздечки – это процедура неприятная и даже немного болезненная для ребенка. Не нужно ждать больших результатов после двух-трех дней занятий, следует набраться терпения и постепенно идти к своей цели.

Консультация учителя-логопеда «Подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?»

«Подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?»

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.

Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

У разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины.

Попросите ребенка поднять язык вверх к твердому небу. При нормальной подъязычной уздечки ребенок свободно поднимает язык к твердому небу. При короткой подъязычной уздечке ребенок не может вытянуть язык вперед и поднять язык вверх, к твердому небу. Когда ребенок будет тянуть язык вверх, вы увидите: как подъязычная связка, ограничивая подъем языка, натягивается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, становится тоньше. Другой причиной того, что ребенок не может поднять язык вверх, является то, что мышцы языка у ребенка недостаточно сильные и малоподвижные. Тогда вы увидите, как он не справляется именно мышцами, тогда язык дрожит, отклоняется в сторону, дергается, опускаются вниз.

В норме: в 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8мм. Средняя длина уздечки 1,5 см.

Чем это грозит?

Короткая подъязычная уздечка:

— может вызывать затруднение движения языка, так как не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые «верхние звуки», т. е. нарушается произношение таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь

— может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков.

— может быть и причиной нарушения звукопроизношения

– в некоторых случаях, может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т. е. могут отклоняться зубы и оголяться шейки зубов. Есть риск развития пародонтита и гингивита. Поэтому нужна консультация ортодонта.

Что делать?

1. Оперативное вмешательство

2. Растяжение подъязычной уздечки

Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм, то лучше ее растягивать, чем оперировать, так как эта процедура в некоторой степени болезненна и неприятна для малыша!

Веские показания к подрезанию подъязычной уздечки:

1. Короткую уздечку языка лучше подрезать в раннем возрасте до года.

Показание к проведению операции, если ребенок при кормлении:

• ребенок плохо сосет грудь из-за того, что укороченная уздечка мешает плотно обхватить сосок матери.

• запрокидывает голову.

• при сосании чмокает и плачет.

2. В более старшем возрасте показанием является, когда из-за укороченной уздечки у ребенка смещается зубной ряд и формируется неправильный прикус.

3. Трудности произношения звуков, только в отдельных случаях требует оперативного вмешательства. В 90% случаев при нарушении 1-4 звуков короткая уздечка языка легко растягивается при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

Методы и приемы для того что бы растянуть подъязычную связку (уздечку).

МЕХАНИЗМ УПРАЖНЕНИЙ по растягиванию уздечки: так как это складка (по типу мычешной, слизистая складка, то есть возможность аккуратно и немного исправить исходное состояние уздечки, упражнения дают языку возможность подниматься вверх, тем самым постепенно мышца вытягивается (она достаточно эластична, данные упражнения нельзя выполнять рывками, очень плавно и медленно.

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх (, , ) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки (, , , , ) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Рекомендуется начинать растягивать уздечку еще в раннем возрасте. Всем детям рекомендуется выполнять гимнастику для язычка — это поможет избежать массу проблем в 5-7 лет (речь о произношении).

Внимание! Родители!

Перед тем, как начинать делать упражнения по растягиванию подъязычной уздечки необходимо посетить логопеда, чтобы тот показал Вам, как они делаются правильно! Ваши неумелые движения могут привести к разрыву уздечки — а это ужасно неприятно раз, и узелок потом два.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка:

1) «Оближи блюдце».

Предложите ребенку, как котенку вылизать блюдце, намазанное вареньем или чем то другим.

Можно тянуться языком за ложечкой.

2) «Качели»

Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.

5) «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

6) «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

7) «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

8) «Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

9) «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

10) «Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

11) Упражнение «Крот»

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

— Во дворе горка, —

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

— Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу — вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

— В этой норке

— Крот стережет норку.

Особенности выполнения упражнений

Логопедами предлагается комплекс результативных манипуляций, которые хорошо себя зарекомендовали в устранении проблемы короткой уздечки у ребенка. Эффективность таких манипуляций доказана многими врачами и родителями. При систематическом подходе, регулярном выполнении всех действий, можно спровоцировать растяжение уздечки и обойтись без хирургического лечения патологии.

Существуют определенные особенности, которые важно соблюдать при выполнении артикуляционной гимнастики:

  1. Каждую манипуляцию необходимо выполнять медленно, не спеша, стараться сделать все правильно.
  2. При выполнении упражнений рот должен быть открытым максимально широко, напрягая мышцы губ.
  3. Нужно принимать во внимание то, что такие тренировки являют собой большую физическую нагрузку на язычок ребенка, поэтому необходимы перерывы во время артикуляционной гимнастики. Не заставлять малыша выполнять насильно, если он капризничает, нервничает. Лучше подождать и сделать гимнастику, когда ребенок будет в хорошем расположении духа.

Артикуляционный комплекс

Комплекс, который помогает растягиваться короткой уздечке, показывает доктор во время посещения. Зная о том, как растянуть уздечку под языком, можно обойтись без хирургического вмешательства. Наиболее эффективными движениями являются:

  1. Маляр. Такое упражнение выполняется, широко открыв рот, улыбаясь. Кончик языка движется по небу, в направлении от зубов к горлу, не двигая нижней челюстью.
  2. Барабан. Манипуляции проводят, открыв рот, улыбаясь. Основой упражнения является четкое повторение буквы Д. Во время произношения буквы язычком упираются в верхние зубы, рот при этом открытый. При выполнении этого упражнения ребенок может закрывать рот, поэтому можно помогать держать ему рот открытым с помощью карандаша или любого другого предмета.
  3. Дотянись до кончика носа. Открыть широко рот, улыбаясь. Кончик языка тянут к кончику носа, после чего опускают к верхней губе. В процессе выполнения такого артикуляционного движения нужно контролировать, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, а язык был расслабленным.
  4. Качели. Улыбнуться, открыв рот. Поочередно дотрагиваться язычком до верхних и нижних зубов. В процессе выполнения движений нужно следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной и расслабленной.
  5. Футбол. Основой манипуляции является то, что ребенок должен язычком по очереди дотрагиваться к правой и левой щеке, стараясь упереться, напрягая кончик (движения имитируют качание мячика во рту).
  6. Котенок. Является одним из самых любимых упражнений среди детей. На блюдечко положить ложку варенья или мороженого. Ребенок должен слизывать лакомство, как котенок. Такое упражнение очень хорошо тренирует мышцы языка – боковые, передней и задней стенки.
  7. Гармошка. Прижимают плотно язык к небу, напрягая его. Открывать рот и закрывать, язык остается неподвижным.
  8. Лошадка. Открыть рот, улыбаясь. Щелкать языком, имитируя цокот копыт лошадки. Кончик языка можно сворачивать в трубочку, при этом он не должен подворачиваться вниз. Нижняя челюсть остается неподвижной во время выполнения гимнастики.
  9. Грибок. Улыбнуться, прижать к небу язык полностью, напрягая его. Представить, что он это шляпка гриба, а уздечка – ножка.
  10. Дотягиваться до подбородка. Ребенок должен тянуться кончиком языка к подбородку, напрягая мышцы. Это хороший растягивающий уздечку процесс, чем дальше получится дотянуться, тем быстрее растянется уздечка.

При выполнении артикуляционной гимнастики можно применять вспомогательные предметы – резиновое кольцо, карандаш, пластмассовые трубочки. Такие предметы помогают быстрее удлинить подъязычную связку.

Послеоперационные рекомендации

После того как пластика уздечки у детей проведена, врачи дают рекомендации по скорейшему восстановлению:

  • родителям нужно самим следить за гигиеной ротовой полости ребенка, поскольку малыш может щадить пораженный участок, плохо чистит зубки.

При появлении белого налета в месте проведения вмешательства не стоит паниковать – это не гной, а начальный этап формирования рубца, в это время необходимо продолжать полоскания ротовой полости;

  • детям не рекомендовано давать твердую пищу, которая требует длительного пережевывания, чтобы не провоцировать болезненности под языком;

  • грудничкам можно давать пищу из ложечки, небольшими дозами, а сразу после проведения процедуры малыша можно покормить грудью – молоко будет как нельзя лучше воздействовать на рубец;
  • деткам нужно меньше разговаривать, чтобы не разошлись швы.

Как только послеоперационный рубец заживет, можно начинать упражнения для растягивания слизистой.

Подрезание уздечки языка у новорожденных и детей старшего возраста – это нужное вмешательство, если к нему есть показания. Не стоит думать, что проблема решится самостоятельно или уздечка в процессе роста увеличится. Проводить операцию лучше в раннем возрасте, чтобы не провоцировать ребенку стресс. Подрезание уздечки не является сложной процедурой и практически у всех малышей происходит быстро и без осложнений.

Что такое пластика уздечки языка?

Уздечка — это маленькая перепонка, которая соединяет нижнюю часть языка и слизистую оболочку нижней челюсти. Несмотря на свои небольшие размеры, она выполняет очень важные функции: отвечает за формирование прикуса зубов, контролирует подвижность языка и работу мышц лица.

Встречаются три основные патологии уздечки языка, которые требуют хирургического исправления.

  1. Неправильная форма.
    Здоровая уздечка — это складка слизистой в форме дуги.
  2. Маленький размер
    (в медицинской терминологии — анкилоглоссия). Средняя длина уздечки языка у взрослого составляет 3 сантиметра, у ребенка она короче. В случае анкилоглоссии уздечка не позволит полностью поднять язык вверх.
  3. Неправильное место крепления.
    Здоровая уздечка крепится к середине языка, а при патологии может быть сдвинута к кончику.

В некоторых случаях возникает необходимость провести пластику уздечки губы — складки слизистой, соединяющей губу и десну. Операцию делают во избежание нарушения дикции и формирования неправильного прикуса. Подробнее о пластике уздечки губы читайте здесь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]