Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии


Для чего нужна гимнастика для языка?

Артикуляционную гимнастику полезно делать всем детям. Целью своеобразной физкультуры является улучшение подвижности речевого аппарата, развитие правильной позы губ и языка для чистого произношения звуков. Одних детей она научит правильно разговаривать, других — подготовит к встрече с логопедом и более сложным упражнениям. Комплексы зарядки включают три типа занятий: для языка, губ и щек.

Правильное произношение играет большую роль в психическом и эмоциональном развитии. Общение со сверстниками крайне важно и может усложниться из-за проблем в речевом развитии. Начинать заниматься с ребенком лучше в возрасте до 4 лет. Конечно, можно делать упражнения и позже, но добиться результата будет уже сложнее.

Если малышам 2-3 лет с помощью гимнастики тренируют и развивают речевой аппарат, то детям постарше исправляют имеющиеся дефекты. Физкультура языка способствует быстрому обнаружению и исправлению проблем с произношением.

Речевые зарядки проходят в игровой форме и нравятся малышам. Простые упражнения легко запомнить и выполнять в домашних условиях. Они не требуют большого количества свободного времени и особых усилий от родителей.

Показания к выполнению упражнений для детей 3-4 лет

Логопедические упражнения тренируют артикуляционные мышцы ребенка и заставляют их активно и правильно работать. Артикуляционная физкультура и массаж для языка показаны детям при выявлении у них врожденных или приобретенных дефектов речи, которые возникают по следующим причинам:

  • частичная потеря голоса,
  • дизартрия,
  • гипертонус лицевых мышц,
  • бесконтрольное слюноотделение,
  • ДЦП,
  • заикание,
  • патологии развития артикуляционных мышц,
  • дефекты, вызванные повышенной напряженностью лицевых мышц при произношении звуков.

Во всех перечисленных ситуациях речевая гимнастика сочетается с занятиями у логопеда. Постоянное наблюдение и регулярное выполнение зарядки и логомассажа помогает добиться положительных результатов в короткие сроки. Перечисленные отклонения являются основными, но тренировать артикуляционные мышцы полезно абсолютно всем детям.

Симптомы гипертонуса артикуляционных мышц

Гипертонусом называется избыточное мышечное напряжение. Малыши с этим диагнозом часто раздражительны и зажаты. Они не способны расслабиться, даже когда засыпают.

Внешне детей с повышенным тонусом выдают поджатые губы, иногда из-за этого могут образовываться складки. Язык оттягивается назад и напрягается. При этом его спинка изгибается и прижимается к небу, поэтому иногда кажется, что ребенок говорит в нос. Гиперонус мышц не дает полностью поворачивать голову, широко открывать рот или удерживать его в таком положении. Верхняя губа растягивается и прижимается к деснам либо просто приподнимается.

Подобная патология является показанием к назначению расслабляющего массажа. Сеанс начинают мягкими скользящими движениями в области шеи и плеч. Это помогает снизить возбудимость тканей и снять гипертонус корня языка.

Лицевые мышцы массируются продольными и поперечными поглаживаниями лба, области вокруг глаз, щек, линии от мочек ушей к носу. Губы прорабатываются по отдельности сначала мягкими движениями от уголков к центру, затем круговыми с легким надавливанием.

Признаки пониженного тонуса

Иногда мышечный тонус не повышен, а наоборот, ниже нормы. Мышечная гипотония возникает вследствие недоразвития нервной системы и часто встречается у недоношенных детей. Пациенты со сниженным тонусом чересчур спокойны, они хорошо спят и практически не доставляют своим родителям проблем, вот только развиваются такие малыши медленнее своих сверстников.

Гипотонусу свойственны следующие симптомы: обвисшие щеки и контуры лица, нижняя губа выворачивается и практически ложится на подбородок, язык становится вялым и вываливается изо рта. Ребенок просто не в состоянии держать рот закрытым.

Целью массажа в данном случае становится активизация артикуляционных мышц. Начинают его проводить так же с шеи и плеч мягкими обхватывающими движениями. Процедура должна задеть и стимулировать мускулатуру, связанную с мышцами языка.

  • Поглаживающие движения лба, области над глазами, подбородка дополняются разминаниями скуловых и щечных мышц.
  • Щеки массируются с обеих сторон: изнутри и снаружи одновременно.
  • Губы поглаживаются и пощипываются от середины к уголкам. Надавливающие движения должны усиливаться постепенно, не причиняя ребенку дискомфорта и болевых ощущений.

Нередко встречаются пациенты со смешанным тонусом, когда щечки расслаблены, а язык напрягается и прижимается к небу или наоборот — вялый язык, когда нельзя различить его кончика, при хорошем тонусе губ и щек. Таким детям проводится дифференцированный массаж, совмещающий обе тактики.

Врачи: язык как часть тела человека должен постоянно быть в напряжении

Язык человека — полноценный непарный орган, который участвует в реализации различных функций. Он помогает нам есть и определять вкус пищи, дышать и разговаривать. Работу тела языка мы воспринимаем, как данность и не задумываемся о том, что как много функций язык выполняет каждую секунду. Неосведомленность породила множество заблуждений, которые касаются работы этого органа.

Об этом в блоге пишут врачи.

Большая мышца

Существует заблуждение, что язык — это одна большая мышца, которая занимает всю ротовую полость. На самом деле это не так — тело языка имеет сложное строение и включает в себя две группы мышц: внешние и скелетные. Благодаря слаженной работе этих мышц мы можем выполнять разнообразные и сложные движения языком: перемещать пищу во рту, высовывать язык, скручивать в трубочку, произносить звуки и т. д.

Расслабленный язык

Другое заблуждение заключается в том, что языку нужно расслабиться. В нашем организме мало найдётся органов, которые находятся в состоянии покоя. Постоянное напряжение языка — жизненно важная необходимость. Если тело языка останется без естественного физиологического тонуса, то вся его масса перекроет дыхательные пути. Напряжённый язык — важное звено в процессе жевания и глотания пищи. Если язык будет расслабленным, то сложно будет жевать и проглатывать кусочки еды, которые при этом рискуют провалиться не в пищевод, а в дыхательные пути.

Один размер на всю жизнь

Есть мнение, что размеры тела языка изменяются только в процессе взросления. Это не совсем так — язык увеличивается при увеличении массы тела человека. Так называемая “макроглоссия” — массивный язык — часто сопровождает ожирение. В языке тоже образуются жировые отложения. Вместе со снижением веса, худеет и язык человека.

Плоский язык

Некоторые люди уверены, что когда мы молчим, плоский язык лежит за зубами. У здорового человека мышечная масса языка и физиологический тонус не позволяют ему распластаться на дне ротовой полости. Когда мы молчим, язык прилегает к твёрдому нёбу, располагаясь “горкой” за верхней челюстью — правильное положение языка можно увидеть на картинке.

Язык становится плоским, когда мы произносим некоторые речевые звуки. Именно поэтому врач, просит нас сказать “а-а-а-а”, при осмотре горла.

В процессе речи язык совершает точные и разнообразные движения. Благодаря работе мышц языка мы способны произносить всё многообразие фонем родного языка, а также осваивать звуки иностранных языков. Мелкие движения совершаются даже в процессе написания букв от руки. Попробуйте слегка прикусить самый кончик языка и написать ручкой или карандашом своё имя на листе бумаге. Вы почувствуете лёгкие сокращения внешних мышц тела языка.

Напомним, психологи говорят, что взрослые люди довольно часто в уже осознанной жизни пользуются психологическими установками, сформированными в родительской семье, в своем детстве. Важно понимать, на каких уровнях передаются и принимаются родительские послания, потому что эти установки формируют ваше отношение к своим чувствам, телу, здоровью, ваше отношение к вам самим как к личности.

Что понадобится для выполнения комплекса?

Перед тем, как назначить ребенку логопедический массаж и артикуляционную гимнастику, врач проводит тщательную диагностику маленького пациента. При обследовании проверяется структура шейных и мимических мышц, верхней части туловища. Опытный специалист способен выявить даже незначительные отклонения речевой функции.

Нет необходимости проводить массаж языка в поликлинике, мама может сделать его ребенку самостоятельно в домашних условиях. Предварительно потребуется хорошенько проверить комнату, в которой планируется проводить процедуру, вымыть и согреть руки.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему ребенок в 4 месяца иногда высовывает язык?

Длительность первых сеансов обычно не превышает 5 минут и постепенно, за 4 занятия, увеличивается до 20. Нужно помнить, что время процедуры зависит и от возраста и эмоционального настроя ребенка.

Детям 3-4 лет массажные действия выполняют по 15-20 минут, а тем, кто постарше сеанс немного увеличивают. В зависимости от выявленной проблемы речевого аппарата, курс массажа состоит из 10-20 процедур, по 2, максимум 3 раза в неделю.

Обучиться технике массажа можно на приеме логопеда или внимательно изучив следующее видео. Логомассаж задевает все мышцы речевого аппарата, и особое внимание уделяется языку. Разрабатывать его не обязательно при помощи специализированных приспособлений. Для укрепления кончика языка подойдут подручные предметы, такие как ложка или зубная щетка с мягким ворсом (рекомендуем прочитать: как можно сделать зубную щетку мягче?).

Сделать массаж кончика языка не составит большого труда. Помимо щетки потребуются марлевые тампоны, которые размещают под языком. Это необходимо для сбора излишков слюны, при массаже она вырабатывается сильнее. Производя продольные, круговые или поперечные движения по языку, не нужно сильно нажимать на щетку. Действия не должны причинять боль или доставлять неудобства. В большинстве случаев данный процесс нравится детям, даже тем, которые поначалу относились к нему с опаской.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какой цвет спинки языка говорит о хорошем состоянии органа?

Об остеопатии

Доверие — это все. Я внутренне улыбался, когда мне увлечено рассказывали, про то, что человек испускает биофотоны. И что аура — это вполне научно. Недавно в интернете нашел ссылку на тему биофотонов, перешел по ней, и обнаружил ссылку на статью, опубликованную в респектабельной журнале по физике Physics Letters А, попасть в который в свою бытность физиком было для меня сложно достижимой мечтой. В данном журнале если статью приняли к печати, то можно не сомневаться в том, что если мерили — то действительно намерили.

Краткое содержание статьи. Уже много десятков лет около 20 исследовательских групп в мире занимаются биофотонами. Началось все в нашей стране в 20-х годах прошлого века. Александр Гаврилович Гурвич, гистолог, физиолог обнаружил, что деление живых клеток в корне растения происходит интенсивнее, если рядом с ним положить другой корень. Это привело его к созданию концепции митогенетических лучей — сверхслабого излучения живых клеток. В то время подтвердить это можно было только косвенно — чувствительность регистрирующей аппаратуры была слишком низкой.

С середины прошлого века чувствительности аппаратуры стало хватать для непосредственной регистрации излучения. В нашей стране эту тему как-то подзабыли, эстафету приняли на Западе. Пожалуй наиболее активно этим занималась в Германии группа ученых под руководством Ф.А.Поппа, за чьим авторством и была представленная статья.

Итак. Добровольцев помещали в ящик, полностью блокирующий поступление света. С помощью сверхчувствительного светодектектора исследовалась кожа человека на наличие излучения. Были добровольцы здоровые, с определенными тяжелыми заболеваниями.

На всем диапазоне чувствительности фотодетектора 400-800 нм (видимый диапазон) было зафиксировано наличие излучения со средней плотностью 100 фотонов в секунду на 1 кв см кожи. У здоровых людей излучение было относительно слабым и стабильным и симметричным справа и слева. Добровольцы с разными серьезными хроническими заболеваниями излучали кто-то более интенсивно, почти у всех пропадала симметрия справа и слева.

Лечение на излучение влияло непредсказуемо. У одних не менялось ничего, у других на время интенсивность излучения резко увеличивалась, потом снижалась к базовому уровню. У добровольца с псориазом была подобрана мазь, применение которой сильно влияет на излучение. Проводилась терапия одной руки, интенсивность излучения менялось как на ней, так и на другой, как будто был обмен сигналами.

В общем эксперимент дает обширное поле для построения разных логических цепочек. Главный вывод для меня, а у меня есть качества Фомы неверующего, опубликованным в данном журнале данным эксперимента можно верить. Излучение в видимом спектре с человеческой кожи действительно существует.

Статья в самом журнале является платной. Вот ссылка на ее бесплатный аналог.

На картинке приведен график интенсивности излучения. Нижняя кривая — просто шум в темном ящике. Верхние с с кожи левой и правой руки.

Техника зарядки для языка

Артикуляционные упражнения укрепляют и развивают речевой аппарат. Трехлетним малышами поддаются не все звуки, но при регулярном выполнении зарядки их речь становится чистой.

Эффект от логопедических упражнений будет заметен, только если:

  • занятия проводятся ежедневно,
  • упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы у ребенка была возможность проверить правильность действий,
  • уделяется больше внимания не количеству выученных упражнений, а качеству их выполнения,
  • зарядка начинается с простых комплексов и постепенно усложняется,
  • упражнения преподносятся в игровой шуточной форме, иногда ребенку вообще не обязательно сообщать о том, что он делает упражнение, лучше представить все в форме новой игры.

Малыша необходимо заранее подготовить к гимнастике, рассказав о процедуре, для наглядности можно воспользоваться картинками. После этого проходит демонстрация упражнений, первые попытки их выполнения совместно с ребенком и корректировка.

На начальной стадии разница в тонусе мышц артикуляционного аппарата видна невооруженным взглядом. Постепенно различия сглаживаются, и тонус приходит в норму.

Дети могут начать излишне стараться или нервничать. Необходимо снять эмоциональную нагрузку: размять плечики, потрясти вместе с ними кистями рук. Для улучшения восприятия многие комплексы упражнений дополняются забавными стихотворениями. Это тоже способствует снятию напряжения и лучшему запоминанию зарядки.

Различают два типа упражнений. Разница заключается в том, что при статических действиях губы и язык фиксируются на несколько секунд в определенном положении, а динамические заставляют их двигаться.

гипертонус языка у ребенка

Уроки с ребенком делать не надо! — Повторяю: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем? — У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… И получают неврозы и все, что к ним прилагается. — В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще. — Российские родители ориентированы на оценки. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки, и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?» И это правильно. — Трудно сказать у кого больше психологических проблем — у отличника или у двоечника. Отличники, которые берут усердием и «высиживают» свои пятерки — тревожные дети с пониженной самооценкой. — Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам — у этого всегда есть причина. Лень тут не при чем. Такой категории как лень в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли. — Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и геперактивность). И вместо того, чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками — лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением. — Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей. И бывают родители, цель которых — тотальный контроль над ребенком, а уж каким он там вырастет не так и важно — главное, чтобы не срывался с поводка. — Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда. Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды. Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия? Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях. Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно — не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком… Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, «поступить сына в институт», но уже не восстановить отношений. — Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны. — БУДУЧИ НЕСЧАСТНЫМИ людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо. — Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой — закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили. — Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен — это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно. — КАК ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости. — Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью… Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа. Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя, что собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком. — Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя — свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь. — ЧРЕЗМЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ребенка из-за плохих оценок — это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается. — Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой (тут говорят, уже репетитора наняли в первом классе), если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками — проблема не в ребенке, а в школе. Гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее — не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и т.д. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите. — НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ МОЖНО и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете. Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и про то какой он бессовестный мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки. Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь». Можно еще выдать телефон nokia типа фонарик. Безо всякого интернета. А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать — вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов. — КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ должны быть у ребенка уже лет с 6-ти. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения. — Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут? — Во всем мире учиться в университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что? — ЕСЛИ РЕБЕНКА ПОСТОЯННО ОПЕКАЮТ — он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет. — Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему ДОВЕРЯЮТ. Вот в этом случае он не свяжется с «плохой компанией» и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье. — Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать. — БАРДАК В КОМНАТЕ ПОДРОСТКА соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется… Требовать «навести порядок» можно только, если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты. — ВОСПИТЫВАТЬ — НЕ ЗНАЧИТ ОБЪЯСНЯТЬ, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает — существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко. — Говорить с детьми надо о жизни вообще, а не о том, как НАДО жить. Если же родитель может говорить с ребенком только о проблемах — у него проблема. — Если ребенок пытается манипулировать взрослыми — у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют — они решают свои проблемы, действуя прямолинейно. — В разговоре с ребенком (и не только) не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите за рамки анализа его поступков. Говорите не о нем, а о себе. Не «ты — плохой», а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте формулировки: «Мне не нравится когда ты…», «Мне не нравится когда ты…», «Мне бы хотелось, чтобы…» Поменьше критики, побольше конструктива и позитива. — Ребенок должен ощущать, что родители — это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.

Цель массажа

Логомассаж хорошо зарекомендовал себя в восстановлении речевых функций, а при некоторых заболеваниях, например ДЦП, проведение подобных процедур обязательно. У маленьких пациентов с этим диагнозом нарушен мышечный тонус, что неизбежно приводит к речевым дефектам. Массаж помогает добиться:

  • нормализации тонуса артикуляционных и мимических мышц,
  • снятия мышечных параличей,
  • увеличения амплитуды движения мышц речевого аппарата,
  • активизации малоподвижных мышечных групп,
  • улучшению координации движений артикуляционных органов.

Необходимо учитывать, что массаж категорически запрещен при:

  • ОРЗ,
  • стоматите,
  • конъюнктивите и гингивите,
  • герпесных поражениях слизистой рта,
  • увеличившихся лимфоузлах.

Детям с сильными отклонениями в звукопроизношении дополнение речевой зарядки логопедическим массажем просто необходимо. Массаж улучшает общее состояние организма, стимулирует кровообращение и улучшает обмен веществ. После прохождения полного курса восстанавливается лимфообмен, сократительная функция мышц приходит в норму.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: