Восстановить керамическое покрытие сковороды. Как восстановить сковороду: советы на все случаи жизни

Любые предметы, изготовленные из фарфора, со временем имеют различные утраты. Например, крошится глазурь, появляются сколы, выщерблены, иногда выпадают отдельные детали и крупные фрагменты. Ремонт фарфоровой продукции и восполнение потерянных фрагментов является трудоемким и сложным процессом. В древние времена для этого пользовались как необожженной, так и обожженной глиной, а так же гипсом. В современном мире для реставрации фарфора используется гипс, смешанный с клеем ПВА, который называется гипсополимер. Кроме этого, применяются такие материалы, как цианакрилатные композиты, мастика типа Ремосет или Миллипут, эпоксидные смолы, которые наполняются тальком, стеклянными микросферами, сухими пигментами и другими наполнителями. Для восстановления изделий из фарфора, так же применяются стоматологические материалы. Последним этапом реставрации является смешивание компонентов с красками, соответствующими тону данного изделия для восполнения отсутствующих фрагментов. В наши дни можно свободно купить любые краски и лаки. Профессиональные реставраторы обращают особое внимание на производственный брак. Как правило, он может указывать на время изготовления данного фарфорового изделия и его принадлежность к той или иной фирме. К более распространенным фабричным дефектам относились: деформации, отслаивание глазури или ее растрескивание, вздутия, пузыри, мушки, дефекты покраски и позолоты. Но изделия с такими изъянами все равно поступали на рынок. На них наносили рисунки, а мушки маскировались нарисованными мелкими цветами, насекомыми или листьями. Любые старые вещи, а так же фарфоровая посуда, даже при хорошем хранении теряет былой вид. Она становится потертой, появляются царапины, выщерблены, сколы, наносимые ножом, вилкой или ложкой. Внутри фарфоровых сосудов остаются налеты от кофе, чая, вина, а так же известковые отложения, которые находятся в воде. Считаются ли такие дефекты, не подлежащие реставрации? Если за дело возьмется профессиональный реставратор, то он все сделает так, что нельзя будет даже определить, где и какой был дефект. В их распоряжении находятся не только современные методы и материалы, но и большой опыт работы. Чтобы определить наличие заделанной трещины, нужно слегка постучать по изделию, например, вилкой или чем-то металлическим. Если звук будет звонкий с продолжением, то данная вещь трещин не имеет, но при наличии невидимой трещины звук будет глухой. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться ультрафиолетовой лампой или увеличительным стеклом. При покупке хорошо сохранившегося старинного фарфорового изделия можно нарваться на подделку кустарным способом. Но в заводских условиях тоже могут изготавливать предметы с фальшивой маркой. Самостоятельной реставрацией заниматься не стоит, так как результат может сильно разочаровать. Такой ремонт фарфоровой продукции чаще всего причиняет ей дополнительный ущерб. Возможна неудачная склейка, использование недолговечных клеев, неаккуратная обработка восполнений, с применением абразивных материалов и многое другое. Устранение новых дефектов прибавляется к старым изъянам и займет не только больше времени, но потребует значительных денежных расходов. Музейные реставраторы используют для ремонта фарфора материалы, которые можно при необходимости заменить другими. При использовании приемов реставрации, они работают по принципу: заделанный дефект незаметен с расстояния 180 сантиметров, а на расстоянии 15 сантиметров, его должно быть хорошо видно. Но это относится только к музеям. При коммерческой реставрации никакие дефекты не должно быть видно, ни на каком расстоянии. Любые восстановления, а так же фарфоровая посуда, реставрированная по коммерческой технологии, обойдется не дешево. Но это стоит того, ведь сломанную вещь невозможно отличить от нового предмета. Кроме того, работа коммерческих реставраторов очень сложна и требует большой квалификации. А еще они кропотливо и долго работают с дорогостоящими материалами. Поэтому, перед тем как отдать фарфоровую вещь на реставрацию, нужно заранее поинтересоваться о стоимости ее ремонта и посмотреть работы мастера. При самостоятельной реставрации фарфора, например, склеивании каких-то частей, нужно не забыть те места, на которые будет наноситься клей, обезжирить, то есть протереть их, например растворителем. Для склеивания лучше использовать ПВА, эпоксидные смолы или цианакрилатный клей, который очень быстро сохнет. Столовый фарфор, предназначенный для еды, склеивается безвредным специальным клеем. После всех приготовлений, нужно нанести небольшой слой клея на обе части фарфора и плотно их приложить друг к другу. Затем их необходимо перетянуть, например, бинтом, а лишний клей удалить. Теперь столовый фарфор можно поместить на несколько дней в теплое место. Если есть небольшие сколы, то их можно просто заполнить эпоксидной смолой. Подкрашивать лучше акриловой краской.

Реставрация фарфора и керамики — сложный и трудоемкий процесс, который требует терпения и аккуратности. Кроме того, необходимо обладать определенными навыками в работе с подобными изделиями. Если опыта в реставрации у вас нет, то лучше доверить работу профессионалам, особенно если речь идет об антикварном предмете.

Особенности адгезивной реставрации зубов

Отличительная особенность адгезивной реставрации – работа врача-стоматолога в паре с зубным техником. Это дает двойной действенный эффект. Техник занимается моделью полости рта пациента, поэтому его участие требуется при проведении непрямой адгезивной реставрации, которая тесно сопряжена с работой в лаборатории.

Повреждения зубов могут коснуться не только жевательной поверхности, но и боковой, апроксимальной поверхности, которая контактирует с соседними зубами. Врачу-стоматологу очень сложно составить полную клиническую картину таких дефектов, потому что апроксимальные поверхности зубов являются труднодоступными. Техник же работает с разборной моделью ротовой полости. К каждому дефекту техник подбирает адгезивный материал и передает обратно врачу-стоматологу.

Адгезивное протезирование зубов без обточки соседних

Адгезивное протезирование зубов без обточки соседних зубных единиц – это новейшая эффективная методика, которая позволяет сохранить целыми здоровые зубы и в то же время эффективно заместить утраченные. На сегодня применяется две технологии такого протезирования:

  • Закрепление протеза с помощью микроскопических насечек на эмали опорных зубных единиц, в которые укладывается стекловолоконная нить и особый адгезивный состав.
  • Закрепление протеза с помощью накладок из медицинских металлических сплавов (мэрилендский мостовидный протез).

Данные технологии позволяют замещать и единичные, и множественные дефекты зубных рядов одинаково качественно.

В зависимости от выбранной технологии ортопедического лечения, вида конструкции и количества замещаемых дефектов на адгезивное протезирование зубов цена будет заметно отличаться. При этом в сравнении с другими видами протезирования стоимость данной технологии считается невысокой.

Если у вас есть симптомы описанные в этой статье, обязательно запишитесь на приём в нашу клинику.

Не занимайтесь самолечением! Даже самая маленькая проблема, при не правильном лечении, может значительно осложнить вашу жизнь.

Обращаясь к нам, вы можете быть уверены что:

  • Получите качественную и бесплатную консультацию.
  • Вы получите лучшие цены на лечение и возможность получить специальную акционную цену.
  • Будет использоваться только современное оборудование и материалы.
  • Вас будут лечить профессиональные врачи, с многолетним опытом.
  • У нас возможно лечение в кредит или в рассрочку. А так же есть возможность получения налогового вычета.
  • Мы работаем без выходных и перерыва на обед, с 9 до 22 часов.

+7 (495) 132-02-96

Записаться на приём

Прямая адгезивная реставрация зубов

Прямая адгезивная реставрация зубов проводится при обнаружении небольших дефектов на поверхности зуба. Делается она всего лишь в один этап. После осмотра ротовой полости пациента врач готовит зуб к проведению реставрации (обтачивает поверхность) и готовит композитный состав. После приготовления наступает период непосредственного наложения материала на дефективную область или вложение его в полость зуба, его фиксация и отверждение.

Прямая адгезивная реставрация, помимо того, что занимает мало времени, также весьма бюджетный и экономный вариант реставрации зубов.

Степень повреждения зуба определит стоматолог на первом приеме. Вам предложат несколько вариантов реставрации дефектов, в том числе и адгезивную реставрацию. Вы сможете выбрать подходящий для вас в соответствии со стоимостью. Все варианты, предложенные доктором, будут эффективны, в этом вы можете не сомневаться. Запишитесь на прием к стоматологу сейчас по телефону 8 (495) 221-21-18 или через форму записи онлайн. Мы работаем без выходных. Находимся недалеко от метро Щелковская (буквально в 5 минутах ходьбы).

Современные методы керамического восстановления

В настоящее время в стоматологии применяется несколько вариантов керамической реставрации. Каждый из них имеет свои особенности и совершенствуется по мере появления новых высококачественных и безопасных материалов. По варианту исполнения различают два основных способа:

  • прямая керамическая реставрация зубов с помощью композитных материалов;
  • непрямое восстановление с применением специальных накладок.

Первый способ относится к категории бюджетных и экономных вариантов. Он выполняется за одно посещение и занимает мало времени. Второй, напротив, предполагает более длительный процесс по устранению дефектов и приданию совершенного внешнего вида. Его продолжительность может варьироваться от нескольких дней до недели.

На приеме у стоматолога

Прямая реставрация композитами

Метод прямой реставрации композитными материалами показан при обнаружении мелких незначительных дефектов на поверхности зуба. В процессе осмотра врач должен выявить степень его повреждения и выполнить подготовительные манипуляции.

При наличии кариозных поражений необходимо провести препарирование и поставить пломбу.

Для скрытия косметических дефектов сколов, трещин, эрозий применяется техника микроабразии. Обработка поверхности выполняется с целью улучшения адгезии композитного материала. Далее наступает период нанесения готового состава, его фиксация и отверждение.

Благодаря доступности данной техники, появилась возможность восстановления поврежденной или отсутствующей коронковой части зуба. В этом случае недостающая часть органа воссоздается искусственно, причем она максимально приближена к естественному органу по форме и цвету.

Если зуб разрушен более чем наполовину, для восстановления используются штифты, которые ввинчиваются в корень. На этот прочный стержень послойно наносится фотополимерный материал, причем каждый слой тщательно просушивается. После окончания поверхность нового образования покрывается защитным фтор-лаком.

Инлеи

Непрямая реставрация с помощью накладок

Методика непрямой реставрации проводится в несколько этапов и применяется для устранения крупных дефектов. После осмотра ротовой полости и оценки состояния зубов врач производит обточку поверхности (если это необходимо). Далее он снимает слепки и отправляет их в лабораторию для изготовления специальных накладок. После их изготовления наступает процедура цементирования (соединения коронки с поверхностью подготовленного органа посредством специального состава).

Непрямой вариант восстановления позволяет сохранить структуру зуба, не повреждая его мягких тканей. Процедура проводится под местной анестезией, поэтому пациент не испытывает боли и дискомфорта.

Непрямая адгезивная реставрация зубов

При непрямой адгезивной реставрации зубов, призванной избавить пациента от крупных дефектов, проводится несколько этапов подготовки к процедуре. После осмотра ротовой полости пациента и, при необходимости, обтачивании зуба, врач снимает слепки зубного ряда. Эти слепки отправляются в лабораторию, где с ними работает зубной техник, который подбирает форму и состав адгезивной системы для конкретного зуба.

На время подготовки окончательного результата пациенту может быть предложено ношение прозрачных пластиковых пластинок (виниров), которые защищают подготовленный зуб от механических воздействий.

Если цель достигнута, и предложенный техником вариант идеально подходит для зубной поверхности пациента, то проводится процедура цементирования – прикрепления вкладки на сам зуб.

При непрямой адгезивной реставрации не происходит повреждения мягких тканей зуба, при этом структура зуба максимально сохраняется. При проведении адгезивной реставрации пациент практически не испытывает болевых ощущений.

Как можно восстановить сковороду в короткие сроки?

Если причина, почему сковорода пришла в негодность, установлена, не обязательно приобретать новое изделие, за которым будет осуществляться правильный уход, можно попробовать реанимировать привычное приспособление. Для этого нужно взять крупную соль, насыпать ее на дно посуды так, чтобы керамика была полностью скрыта, и поставить на средний огонь.

Рекомендуем: Нужно ли гладить комплект постельного белья после стирки?

чистка сковороды

Через пару часов такого прокаливания соль удаляем, а дно и внутренние стенки сковороды поливаем растительным маслом, которое какое-то время гоняем по поверхности. Затем смываем продукт и тщательно обрабатываем предмет нейтральным гелем и мягкой губкой.

Перечисленные рекомендации помогают в подавляющем большинстве случаев. Они не действуют только при работе с бракованными изделиями или предметами, состоящими из керамики с различными неблагонадежными примесями.

Типы вкладок при адгезивной реставрации зубов

При проведении адгезивной реставрации зубов, в зависимости от общей клинической картины, используется один из трех типов вкладок.

Инлеи

Если переводить это название с английского, то мы получим фразу «лежит внутри». Действительно, инлеи будто лежат внутри зубной коронки, не затрагивая бугорков зуба. Вкладка типа инлей имеет форму прямоугольника, ящика. Инлеи точно повторяют форму зуба и окклюзионную (контактную жевательную) поверхность.

Онлеи

Онлеи, в отличие от инлеев, затрагивают бугорки зуба. Онлеи имеют Т-образную форму, закрывая полость зуба и покрывая его жевательную поверхность.

Виниры

Это фарфоровая вкладка, которая крепится непосредственно на поверхность зуба. В отличие от инлеев и онлеев, наиболее подходящих для боковых зубов, виниры используются для проведения эстетической реставрации передних зубов. Изготавливаются виниры в лабораторных условиях. Виниры обладают повышенной прочностью и непревзойденным эстетическим эффектом, благодаря материалу, внешне максимально приближенному к естественному цвету зубов.

Преимущества керамической реставрации

На сегодняшний день адгезивные керамические реставрации зубов пользуются популярностью как у стоматологов, так и у пациентов. Это обусловлено рядом их неоспоримых преимуществ:

  1. Долгосрочность. Современные материалы сохраняют свои функциональные свойства на протяжении многих лет. Так срок пломбы сегодня составляет минимум 6 лет.
  2. Безопасность. Композиты имеют гипоаллергенный состав, поэтому не вызывают реакций в процессе использования.
  3. Функциональные возможности. С помощью керамических составов или вкладок можно изменить как форму одного зуба, так и прикус.
  4. Эстетические свойства. Восстановленные зубы приобретают естественный вид, поэтому незаметны для окружающих.

После проведения керамической реставрации пациент получает крепкие здоровые зубы, красивую белоснежную улыбку, что в конечном итоге влияет на его психоэмоциональное состояние.

Как проводится адгезивная реставрация зубов

При проведении реставрации адгезивными материалами, вне зависимости от метода (прямой или непрямой) лечащий врач проводит несколько стандартных процедур.

Во-первых, врачу необходимо подготовить зубную поверхность к проведению процедуры. Для проведения реставрации зубов поверхность зуба должна быть шероховатая и смоченная. Шероховатость обеспечивает плотное прилегание адгезивного материала, а легкая влажность придает составу дополнительные смягчающие качества.

Во-вторых, материал, который используется при прямой адгезивной реставрации, должен быть немного текущим по составу, чтобы хорошо и глубоко проникнуть в микропористую зубную поверхность. После этого состав отверждается.

Во время проведения реставрации зубов при помощи адгезивных материалов важна точность движений лечащего врача, ведь речь идет о прочной, но, тем не менее, тонкой эмали. Для обеспечения грамотного выполнения процедуры врач-стоматолог использует специальные инструменты – лупы или микроскоп.

Как правильно ухаживать за приспособлением, чтобы продлить срок его эксплуатации?

В работе с керамической посудой есть много ограничений, особенно в плане ее обработки после использования. Есть несколько секретов, которые помогут быстро очистить изделие от нагара и не повредить его покрытие.

пригоревшая сковорода

  • Если пища не пригорела, ее остатки можно убрать мягкой тканью, смоченной в оливковом масле. После чего сковороду споласкиваем водой и высушиваем.
  • Незначительные загрязнения можно на несколько минут замочить в теплой воде с каплей моющего средства. После этого проблемные участки нужно очистить с помощью губки.
  • Пятна, оставшиеся на поверхности после жарки во фритюре, лучше всего обрабатывать спиртом. Просто смачиваем в нем ткань и проходимся по пятнам.
  • Для быстрой и качественной обработки внешних стенок посуды рекомендуется использовать меламиновую губку. Тереть нужно тщательно, тогда уже через несколько минут изделие будет блестеть, как новое. Для поверхностей, соприкасающихся с пищей, этот вариант не подходит!
  • Если нагар очень плотный, стоит попробовать вариант с вывариванием. Для этого сковороду нужно полностью (без ручки) поместить в емкость с водой, залить в жидкость несколько ложек геля, добавить немного соды и прокипятить в течение получаса.

Неплохой результат дает применение специализированных гелевых продуктов, нейтрализующих жир. Но и их нужно использовать только по мере необходимости.

соль на сковороде

Преимущества адгезивной реставрации

Явное преимущество адгезивной реставрации зубов состоит в том, что используемые материалы абсолютно не вызывают некомфортных ощущений у пациентов, так как не дают эффект «усадки», который характерен для обычных пломб.

Следующее преимущество адгезивной реставрации заключается в том, что адгезивные компоненты – долгосрочные. К примеру, срок службы самой современной пломбы – шесть лет. Адгезивная же система обладает той степенью стираемости, какой обладают и другие зубы.

С помощью адгезивной реставрации зубов можно изменить прикус, если он немного искривлен. При адгезивной реставрации компенсируется стираемость зубов и изменяется положение и форма зуба, что и меняет прикус, исправляет его.

Наконец, эстетическое преимущество адгезивной системы состоит в том, что она совершенно незаметна для окружающих при улыбке или разговоре, так как максимально приближена по цвету и составу к естественным зубам. Более того, некоторые случаи восстановления зубов с помощью адгезивной систему настолько незаметны, что врач-стоматолог может определить, проведена ли реставрация, только с помощью специальной «зубной карты» пациента.

Реставрация скола на стене

Скол или трещину на керамической плитке на стене можно отреставрировать теми же способами, что и на полу: затиркой, эпоксидной смолой с пигментом и шпаклевкой с использованием краски для керамики.

Использование декоративных наклеек


Для реставрации кафеля на стене подойдут виниловые наклейки. Данный метод занимает мало времени и позволяет творчески подойти к решению возникшей проблемы.

Место скола перед нанесением наклейки нужно обезжирить. Реконструкция не требуется, так как наклейка полностью скроет трещину.

Для устранения повреждений плитки в ванной комнате надо выбирать наклейки, устойчивые к влаге, пару и чистящим средствам.

Так же в продаже можно встретить самоклеющуюся пленку для ванной в рулонах. Работать с ней сложнее, чем с наклейками, так как во время декорирования могут возникнуть пузыри. Для того, чтобы избежать этого, пленку нужно натягивать при наклеивании.

Использование аксессуаров для маскировки

Если при использовании одного из методов, отремонтированный участок слишком заметен, то стоит проявить дизайнерскую смекалку и задекорировать место предметами интерьера. Например, повесить красивый держатель для полотенец, поставить корзину для белья, повесить зеркало, разместить вазу с цветами.

Замена поврежденных элементов плитки в случае трещин и больших сколов

В случае, когда локальная реставрация невозможна, единственным выходом будет замена плитки. Данный метод более эффективный.


Замена поврежденной плитки на полу или стене производится следующим образом:

  1. Зачистка швов. Швы зачищаются вплоть до основания специальным расшивателем или острым предметом.
  2. Снятие плитки. Для этого нужно поддеть ее и с усилием оторвать от поверхности. Если это сделать не получается, то клеевой состав необходимо смочить мыльным раствором.
  3. Зачистка клея. Сначала удаляется старый клей с основания пола или стены. Если он очень плотный, то можно размягчить его при помощи растворителя.
  4. Осмотр соседних элементов. Если на соседних плитках имеются повреждения или нарушено качество кладки, то лучше их снять и переложить заново.
  5. Монтаж. Новое покрытие укладывается на клей. Клеящий состав подготавливается по инструкции. Удобнее наносить его на сам кафель.
  6. Выравнивание. После укладки кафельной плитки в подготовленное место, по ее периметру в стыки вставляются крестики. С помощью строительного уровня происходит выравнивание.
  7. Затирка швов. Выполняют после полного высыхания клея. Нужно подобрать затирку такого же оттенка, как и на других швах. Если это сделать невозможно, то рекомендуется обновить их полностью.

Кафельная плитка может трескаться из-за пустот в растворе. Выявить поврежденные элементы можно путем простукивания. Их необходимо переложить.

Недостатки адгезивной реставрации

Самый очевидный недостаток адгезивной реставрации зубов – стоимость процедуры. Использование самых современных и прочных материалов оказывает значительное влияние на формирование цены. Конечно, пломбирование – более дешевая процедура по сравнению с адгезивной реставрацией зубов.

Если оценивать результат с точки зрения долгосрочной перспективы, то делать адгезивную реставрацию выгоднее, чем пломбирование. Не забывайте, что пломба держится в полости зуба максимум несколько лет, а адгезивная реставрация прослужит вам в разы дольше. Поэтому имеет смысл один раз выбрать адгезивную реставрацию и на долгое время забыть о дефектах, которые вас беспокоят.

К недостаткам адгезивной реставрации можно отнести и время выполнения реставрации. Но это, опять же, по сравнению с пломбированием. Пломбирование занимает всего один час и не требует повторного визита к врачу, реставрация же занимает больше времени, и велика вероятность того, что приходить к врачу придется не единожды. Сначала проводится осмотр ротовой полости и делается снимок, затем в лабораторных условиях техник воспроизводит адгезивный материал, который на приеме у стоматолога прикрепляется к зубной поверхности.

Но, с другой стороны, адгезивная вкладка благодаря точной технике выполнения и прочности прослужит вам долгое время и скроет все недостатки вашей улыбки. А консультация стоматолога при лечении в клинике абсолютно бесплатная.

Важные моменты в эксплуатации сковороды с керамическим покрытием

По мнению специалистов, сковорода с керамическим покрытием при соблюдении правил ее эксплуатации может прослужить не менее 1-2 лет, не создавая никаких проблем. После чего проводится специфическая чистка и на приспособление можно рассчитывать еще минимум один год. Затем посуду лучше сменить, к этому времени она уже успеет порядком износиться.

мытье сковороды в раковине

Такие параметры возможны при соблюдении следующих рекомендаций:

  1. Не стоит сразу же вводить приспособление в работу. Сначала обновку нужно тщательно помыть с применением нейтрального моющего геля и мягкой губки, затем обсушить полотенцем. После чего покрытие нужно смазать небольшим количеством растительного масла и через пару часов можно приступать к приготовлению пищи.
  2. Сковороду нельзя подвергать перепадам температуры. Категорически запрещено помещать ее под холодную воду сразу после использования или выкладывать замороженные (и даже просто прохладные) ингредиенты на керамическое покрытие. Нарушение данного правила приведет к образованию трещин, в результате чего пригоревшую еду нужно будет оттирать постоянно.
  3. Если приспособление нужно очистить, можно использовать только нейтральный гель и мягкую губку. Любые абразивы запрещены, даже такой щадящий компонент, как сода, поможет отмыть грязь вместе с антипригарным слоем.
  4. Нельзя допускать перегрева посуды. Крайне не рекомендуется предварительно раскалять сковороду, потом наливать на нее масло или выкладывать ингредиенты.

Совет: Готовка в такой посуде должна вестись только на малом или среднем огне. Керамика прекрасно проводит тепло, поэтому даже при таких показателях ингредиенты быстро дойдут до нужной степени готовности. Дополнительный плюс подхода – равномерная проработка составляющих. Да и очистить остатки пищи проще, пока она не пригорела.

  1. В процессе готовки нужно пользоваться силиконовыми, пластиковыми или деревянными лопатками. Никакого металла, он слишком легко царапает керамическое покрытие.

Рекомендуем: Можно ли использовать пищевую соду для чистки зубов?

керамические сковороды

Соблюдение этих простых правил защитит функциональную посуду от преждевременного износа. Если рекомендации уже не действуют и качество работы приспособления стремительно снижается, это может быть признаком износа сковороды. Здесь уже бесполезно что-то делать, придется приобретать новое изделие.

Возвращение голубой чашки: реставрация фарфора

«…Осколки лежали на освещенном закатным солнцем полу, казалось, игривый ветерок разметал их поодаль друг от друга, и не хотелось верить, что то, что вчера вечером, даже сегодня утром, было любимой маминой чашкой, превратилось в голубые фарфоровые лепестки…»- кто не помнит печальной истории о голубой чашке, рассказанной Аркадием Гайдаром. Чувство безнадежной, непоправимой утраты смешалось в памяти с детским страхом перед разбившейся посудой. Эта история, конечно, закончилась бы совсем по-другому, случись она сегодня и окажись у ее героев последний номер нашего журнала.

Мамина любимая голубая чашка была бы, несомненно, восстановлена, да так, что мама вряд ли заметила бы что-то особенное. Посуда бьется во все времена- осколки ее либо торопливо выбрасываются, либо неумело склеиваются клеем БФ.

Сейчас мы расскажем о реставрации фарфора по всем ее классическим правилам.

Прежде всего упредим реставрационных экстремистов- если вы счастливый обладатель майсеновского, или гарднеровского фарфора, умерьте свой восстановительный пыл и успокойте себя тем, что в вашем распоряжении действительно музейный экспонат, который можно доверить только высококлассному специалисту.

Наши советы относятся именно к «голубым чашкам», т. е. Ктем дорогим сердцу и памяти вазочкам, статуэткам, чайникам и чашкам, которые, тем не менее, не имеют музейно-коллекционной ценности. Нашим учителем в таком ответственном деле как реставрация фарфора стал Сергей Бобров- известнейший московский реставратор. Свой профессиональный опыт он получил, работая во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им.И.Грабаря и музее-усадьбе Царицыно.

Относясь к узкому, избранному кругу элитных реставраторов России, мастер имеет высокую профессиональную репутацию среди коллег, коллекционеров и антикваров. Его работы украшают частные и государственные музейные собрания, они были представлены и на крупнейшей выставке «250лет русского фарфора» в Государственной Третьяковской галерее.

Рабочее место реставратора должно иметь естественное дневное освещение, которое особенно важно при тонировке и реконструкции фарфора. Стол хорошо бы защитить пробковым или любым другим упругим покрытием, которое в случае падения предмета ослабит удар. Следует обратить внимание на то, что все действия, которые вы совершаете, и их последствия должны быть поправимы, то есть на то, что профессионалы называют обратимостью процесса. Ни в коем случае, даже с самыми благими намерениями, нельзя сверлить, шлифовать, царапать оригинал.

Рассмотрим процесс реставрации подробно на примере восстановления разбитой фарфоровой менажницы. Прежде всего объект внимательно осматривается; выявляются трещины, сколы, места старых склеек. Затем, в зависимости от характера и объема повреждений, определяется план реставрации, т.е. порядок и очередность восстановительных работ. Если изделие разбито, нужно попробовать совместить его куски без склейки, выяснить возможность их совпадения, выявив наиболее сложные места.

Далее необходимо вымыть изделие в горячей (50-600С) воде, применяя любое мыло с низким содержанием щелочи, это может быть, например, обычное детское мыло. Средства для мытья посуды, сода для этого не годятся, так как могут способствовать выщелачиванию или отслоению глазури. Мытье должно быть довольно бережным- вместо щетки лучше использовать щетинную кисть или помазок для бритья. Для удаления загрязнений в трещинах применяется компресс- вданном случае это ватный жгут, смоченный 10% раствором лимонной кислоты или 3% раствором перекиси водорода- наложенный на потемневшую трещину. Компресс выдерживается до ее полного отбеливания. Чтобы раствор не испарился слишком быстро, компресс следует укрыть целлофаном или поместить в полиэтиленовый пакет все изделие. Если изделие было склеено ранее, после мытья его необходимо демонтировать.

Струей крутого кипятка, направленной на место предыдущей склейки, разогрейте шов. После достаточного прогрева, не применяя больших механический усилий, попытайтесь отделить склеенный фрагмент. Если это не принесет успеха, залейте изделие кипятком и оставьте на некоторое время. Делать это можно несколько раз, до тех пор, пока фрагменты легко не отделятся друг от друга. Демонтаж проводите над пластмассовым тазиком с водой, чтобы при случайном падении изделие или его фрагмент не разбились.

Полученные после демонтажа осколки нужно очистить от старого клея скальпелем или острым ножом. Разогретый кипятком клей размягчается и должен легко отделиться от сколов. Если удаление клея затруднено, можно воспользоваться ацетоном или спиртом. Во избежание повреждений глазури лучше не применять номерные разбавители, растворители или концентрированные кислоты. Когда старый клей полностью удален, сложите очищенные фрагменты, чтобы определить порядок новой склейки- сначала склеиваются друг с другом мелкие фрагменты.

Обезжирив поверхности сколов спиртом или ацетоном, тщательно промажьте клеем скол меньшего по размеру фрагмента.

В качестве клея можно использовать двухкомпонентную эпоксидную смолу EPOXYGLUE фирм BONDO, BIZON или подобные им, в худшем случае можно применить общедоступный суперклей, недостатком которого является слишком быстрое «схватывание».

Для более точного совпадения рельефа излома, клей следует наносить равномерным, предельно тонким слоем. Когда осколки промазаны клеем и плотно прижаты друг к другу, зафиксируйте место склейки скотчем, пластилином, лейкопластырем. Влюбом случае, даже если кажется, что изделие крепко склеено, его следует оставить на сутки для полного высыхания, так как «схватывание» и полная полимеризация клея- вовсе не одно и то же. После того как вы убедитесь, что склейка завершена, фрагменты держатся прочно, удалите выступивший по шву клей скользящими движениями скальпеля.

Если фрагменты изделия безвозвратно утрачены, их можно изготовить самим, но только в том случае, если вещь симметрична или является фигурой вращения. Тогда с аналогичной утерянному фрагменту детали сначала снимите форму с помощью базисного воска, производимого харьковским заводом стоматологических материалов «СТОМА» в виде пластин 17080мм.

Разогретую в горячей (50-60С) воде пластину накладывают на сохранившуюся поверхность и плотно обжимают. Пластина должна быть больше восстанавливаемого фрагмента, и заходить за его края примерно на10мм. Остывшую, затвердевшую восковую форму аккуратно снимите и наложите на утраченный участок. Теперь, предварительно зафиксировав ее по краям пластилином, приступайте к отливке нужного фрагмента.

Очистите от жира поверхность скола, приготовьте массу, которая состоит из эпоксидной смолы (связующего) и сухого белого титанового или цинкового пигмента. Разотрите их до образования фарфороподобной вязкой массы. При заливке формы необходимо постараться сначала закрыть этой массой всю поверхность формы, а затем постепенно наращивать ее толщину, разгоняя от центра к краям. Следует учесть, что пигменты, содержащие известь (например мел), для приготовления имитирующей фарфор массы непригодны. Когда утраченный фрагмент полностью восстановлен, обработайте его с помощью наждачной бумаги, постепенно переходя от крупного зерна к «нулевке». Прошлифуйте поверхность, стараясь, чтобы абразив не задел края оригинального изделия. Теперь, когда поверхность фрагмента почти не отличается от оригинала, приступим к тонировке фона.

Для тонировки воспользуйтесь акриловыми белилами, уточняя оттенки белого цвета добавлением акварели. При подборе оттенка следует иметь в виду дальнейшую консервацию изделия лаком, поэтому цвет должен быть на полтона светлее оригинала. Орнаменты или рисунки на утраченных фрагментах также воспроизводите акварелью и белилами, так как чистая акварель- слишком яркая. На этом этапе восстановления терпение и хороший дневной свет- главные помощники, ибо точность подбора цвета определяет качество реставрации. Не рекомендуется использовать для тонировки масляные краски, которые могут в дальнейшем изменить цвет. Завершается процесс консервацией, т.е. покрытием даммарным или акриловым лаком фирмы MAIMERI или аналогичным, в один или несколько слоев так, чтобы характер блеска покрытия полностью совпал с блеском оригинала.

Если при осмотре изделия обнаружены мелкие сколы, нужно провести мастиковку, т.е. заполнение их объемов имитирующей фарфор эпоксидной массой, рецепт приготовления которой вы узнали выше. Втой же последовательности проведите шлифовку, тонировку и консервацию. Теперь восстановленное изделие может снова украсить сервант, горку или домашнюю витрину. Однако пить чай из маминой чашки все же не стоит, теперь она принадлежит семейной истории. Пищевое применение для реставрированной посуды исключено- это может свести на нет все ваши усилия и неблагоприятно сказаться на здоровье.

Если, перевернув изделие, вы увидите на его донышке подобные знаки, будьте уверены- вваших руках действительно коллекционный фарфор
Вена (Австрия)Майсон (Германия)Императорский фарфоровый заводГарднер (Россия)Королевская мануфактура (Франция)
Завод Кузнецовых (Россия)
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: